Урок по окружающему миру «У Теплого моря»

Дата публикации: 2018-12-03 22:08:11
Статью разместил(а):
Перевозчикова Светлана Владимировна

Урок по окружающему миру (в форме пресс-конференции)

«У Теплого моря»

Автор: Перевозчикова Светлана Владимировна

 

УМК «Перспектива». 

Класс: 4

Номер урока в разделе: урок № 14.

Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского   побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Планируемые результаты:

Личностные:  поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметные:  

- регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

- коммуникативные:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Предметные: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Учебные пособия:  Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. "Окружающий мир. 4 класс. Учебник и тетрадь для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). в 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Техническое оборудование: электоронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточки «Исправь ошибки в тексте», тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», Атлас-определитель «От земли до неба», мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), видеофильм «Природные зоны», индивидуальные карточки; карточки для работы в группах (информационные и проектные листы, проблемные вопросы), гербарий,  презентация.

 

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация. (слайд 1) 

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога, и узнать нам надо много.

                  Так возьмёмся  за работу, чтобы время не терять.

                  О своей работе дома, поспешим всем рассказать. (слайд 2) 

II. Актуализация знаний.

- Какую тему вы готовили дома? (пустыни)                        

Кто нам расскажет о географическом положении пустыни?

(1 ученик у доски с указкой)

1. Проверку домашнего задания проведём в форме пресс- конференции.

 - Индивидуальное задание (секретарям):

Исправьте ошибки в тексте.

А) Зона пустынь расположена севернее (южнее) зоны степей, по берегам Баренцева (Каспийского) моря. В пустынях очень холодное (жаркое) и дождливое (засушливое) лето.

Б) Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (отсутствие растительного покрова).  Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак (колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (тушканчик) передвигается прыжками.

- Игра «Ответь журналистам!»    

- Вы дома должны были подготовить вопросы для своих одноклассников по этой теме.

А кто из вас желает побеседовать с журналистами? (3 ч.)

Проверка текстов (инд. рабта)

2. Игра-тест  (3 слайд)  (читают дети) 

 

III. Целеполагание. Определение темы и целей урока. 

Введение в тему: 

- Перечислите по порядку все природные зоны (аркт. п, тундра, тайга, см. леса, степи, пустыня, субтропики)

- О какой природной зоне мы не говорили? (Субтропики)

- Как выдумаете, какие цели мы поставим, отправляясь туда?

(-познакомиться с клим. усл.;, узнать о животном и растит. мире; узнать о влиянии человека на природу, выявить экологическую проблему)

Итак, путешествие продолжается (кораблик). Мы отправляемся в субтропическую зону!

И поможет нам ключевое слово кроссворда.

-Сегодня мы будем изучать самое южное и тёплое море России.

Отгадайте, какое это море? (Чёрное) Тема нашего урока «У теплого моря»? А почему у теплого? Узнаем на уроке! 

IV. «Открытие» нового знания. 

Выявление места и причины затруднения.

— А кто из вас был на море? ... Какая проблема у нас возникла?

(Мы узнали, что есть зона субтропиков, но не знаем о растениях, животных и об экологической обстановке этой природной зоны, чем занимаются люди)

Видеоролик  

Практическая работа.

(в тетради стр.42-43 на контурной карте, по карте природных зон учебника на стр. 74)

                                                (взаимопроверка в парах)

V. Работа в группах. 

Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по побережью Чёрного моря. Класс разделился на 3 группы: (по желанию) ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа будет работать над своим научным проектом. Даются карточки – «помогайки» с проблемными вопросами каждой группе, информационные листы, проектные и оценочные листы. Выберите секретаря (записывает) и капитана (презентует свой проект) 

Учащиеся работают в группах, учитель оказывает дозированную помощь (дифференциация по характеру помощи).

Карточка для ботаников. 

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Используя учебник (стр 100), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы: 

1. Какая отличительная особенность растений субтропиков.

2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

3. Подтвердите ответы демонстрационным материалом.

 

Карточка для зоологов.

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Используя учебник (с. 99, 101), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:

1. Обитателях суши,

2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,

3. Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.

 

Карточка для экологов:

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Используя разные источники ответьте на вопросы: 

1. Чем является для человека Черноморское побережье? (учебник стр.99 и 100)

2. Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?

3. Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

 

VI. Применение нового знания. 

Отчет научных групп с показом гербария, картинок, презентаций. Ведем запись в памятках.

1. Рассказ ботаников: (слайд 5)

Почва Черноморского побережья Кавказа плодородна, поэтому богата рстительностью. Тепло и влага дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. (слайд 6)

Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). 

(слайд 7) На Черноморском побережье растет многофруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий).                                               (слайд 8) 

 У. Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая  Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000.                                           

Во время защиты группы Ботаников дети выполняют задание в рабочей тетради (памятки),затем проверяем.

                             Физкультминутка (звучит музыка «Шум моря»)   (слайд 9) 

— Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!

                                                            Игра «Море волнуется…»

- А теперь послушаем наших зоологов. (слайд 10)  

 

2. Рассказ зоологов: 

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди. (слайд 11) Насекомые: цикады, питающиеся соком растений, богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. (слайд 12)    

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, мидии. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая.

Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно долго говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

Во время защиты группы Зоологов дети выполняют задание в рабочей тетради (памятка), а 1уч. у закрытой доски.  Проверка.

 

3. Рассказ экологов. (слайд 13)  

Побережье Чёрного моря плотно заселено. Сюда приезжают отдыхать и лечиться множество людей. Часто они оставляют за собой мусор.  Состояние экологии Чёрного моря в целом благоприятное, за последнее время изменилось не в лучшую сторону. (слайд 14)   Следует отметить загрязнение впадающих в море рек, особенно с полей. Это приводит к гибели морских животных. Так же браконьерство неблагоприятно сказывается на экологии моря. (слайд 15)    

В Красную книгу России занесены такие рстения, как: иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. (слайд 16)  Среди насекомых - жужелица. Животные суши - это олени и зубры. Самые умные морские животные – дельфины, тюлень-монах -очень редкий обитатель Чёрного моря.

Во время защиты группы Экологов дети выполняют задание в рабочей тетради самостоятельно (памятка) Проверка

 

VII. Проверка восприятия. (Команды задают др. др. вопросы)

                                  Оценивание по 10 бальной шкале (карточки)

Оценивают экологи

Полнота информации

Слаженность выступления

Презентация выступления

ИТОГО

ботаники

 

 

 

 

зоологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают зоологи

Полнота информации

Слаженность выступления

Презентация выступления

ИТОГО

ботаники

 

 

 

 

экологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают ботаники

Полнота информации

Слаженность выступления

Презентация выступления

ИТОГО

экологи

 

 

 

 

зоологи

 

 

 

 

 

VIII. Закрепление изученного материала.

-Подведем итоги (ответы на вопросы) (слайд 17)

-Удивительная красота Чёрного моря вдохновляла творчество художников, композиторов, поэтов. Великий Пушкин писал:  (Слайд 18) –музыка «Шум моря») 

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

А.С. Пушкин 

 

ІX. Рефлексия 

Цель этапа: контроль и самоконтроль  

- Какое замечательное место Черноморское побережье! Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Давайте создадим свой небольшой уголок у Черного моря. Кому было интересно, возьмите картинки и оживите наше побережье, будьте внимательны. (ботаники-растения, зоологи-обитателей суши, экологи- обитателей моря и тех, кто добывает пищу в море)

X. Домашнее задание. 

с. 98-101, заполнить памятки, в т. стр 56 №3, подготовить вопросы

По выбору:

1) Стихи о море

2) рисунок « Черноморское побережье Кавказа»

3) памятка «Как вести себя у моря»

4) подготовить дополнительный материал о животных и растениях Черноморского побережья Кавказа.

 

Х1. Оценки.