Элементы технологии развития критического мышления в основе системно-деятельностного подхода

Дата публикации: 2018-11-20 08:39:30
Статью разместил(а):
Петухова Наталья Николаевна

Элементы технологии развития критического мышления в основе системно-деятельностного подхода

Автор: Петухова Наталья Николаевна

 

-  Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество намастер- классе. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

Прием обратной связи "Ладошки". 

- Спасибо за поддержку. Начнем наше занятие. Перед вами на столе лежат орешки.

Возьмите, пожалуйста, по орешку.

- Что вы можете сказать о нём? (ответы)

- Теперь, представьте, что это наши ученики…

- Какими вы их видите? (ответы)

- Конечно, наши дети разные: весёлые, умные, красивые, талантливые… Они индивидуальности. Каждый уникален, как орешек в ваших руках, являясь неотъемлемой частью природы. Какой-то раскроется сразу, другому нужно время… Но для всех верно одно: чтоб раскрыть потенциал необходимо приложить усилие, целенаправленное действие. Ведь потенциал раскрывается только в деятельности…

Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. И я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.(какие образы у вас появляются при слове –Природа)

Прием "Ассоциации", выполняется на фоне легкой музыки голосов природы. (Слайд 1).                         

-  А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрацияработ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

(Параллельно демонстрируются слайды 2,3 ).

Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения. И тема моего  мастер-класса «Элементы технологии развития критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии». (слайд 4)

Свой мастер-класс я хотела бы начать с удивительных строк Валерия Брюсова «Если можешь - иди вперед века, Если не можешь - иди с веком, но никогда не будь позади века». (слайд5)

Как это часто бывает, новое – это забытое старое. ТехнологиюРКМ разработали в конце XX века  американские учёные (Чарльз Темпл, Джон Дьюи, ДжинниСтил),  как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.

Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.

В России ТРКМ  появилась в 1997 году. (И.Муштавинская О. Варшавер, Е.С.Заир-Бек). Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. 

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.(слайд6,7)

Используя элементы данной технологии, я пытаюсь решить очень важные для меня, как педагога, задачи.( слайд 8) Во-первых, использование приемов данной технологии делает процесс обучения познавательным. Во-вторых, у учащихся формируются навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. Исследователи утверждают, что из 100% того, что мы сегодня знаем, лишь 10-15% будут актуальны через 25 лет. Знания имеют ценность только тогда, когда они востребованы и применимы практически 

И, в-третьих, происходит воспитание  личности, способной найти правильный путь решения  проблемы.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии.  Это напоминает нам прежнюю структуру урока (актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление)

(слайд9) 

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов,  направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии, а это и есть  системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.

Мне хотелось бы  остановиться на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые я применяю на  своих уроках.

(слайд10) На стадии вызова учитель должен не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На этом этапе использую такие приёмы как: «Ассоциация»,  «Покопаемся в памяти»,  «Мозговой штурм», « Корзина идей», «Верите ли вы, что…», «Изречение знаменитостей».

Прием «Верите ли вы, что …». Я предлагаю каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке  ставят знак «+», если они согласны с утверждением и  «-« если нет. Например, тема урока «Царство Растения»» 5 класс: 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—  Растения обитают повсюду, кроме ледяных пустынь Арктики

—   Растения могут охотиться на животных

—   Растения  могут жить до 4 тыс.лет

—   Растения можно выращивать в домашних условиях

—   Растения могут убить человека

—   Растения не могут быть высотой более 100 м.

—   Низшими называют невысокие растения, а высшими – высокие

Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает  возвращение к таблице на стадии рефлексии.

 

Прием «Ассоциации».

Например, на уроке по теме «Голосеменные растения» в 5 классе  учащимся предлагаю задание «Рассмотреть изображение на слайде (новогодняя ель) и определиться какие ассоциации связаны с этим деревом. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно. А мне, как учителю, важно все их мысли зафиксировать на доске и вместе с детьми определиться с целями урока.

Изречения знаменитых людей                                       

- Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?

- Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»

Если учащиеся не могут ответить на изречение (что скорее всего и происходит на начальной стадии урока), к этому изречению возвращаемся на этапе рефлексии и уже тогда ребята могут понять смысл данного высказывания.

(слайд11)

На стадии  осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками  которой являются  тексты. Деятельность учителя на этой стадии заключается в сохранении интереса  учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном  продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде.Чтение с остановками и пометками (ИНСЕРТ), заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка),  кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений) 

(слайд12)

Прием «Проверка утверждений».

Учащимся дается таблица с утверждениями. До прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их «+», если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком «-«. Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.

утверждение

До чтения текста

После чтения текста

Совы днем видят так же хорошо, как люди

+

+

Совы могут поворачивать голову на 270 градусов

+

+

Совы имеют бинокулярное зрение

+

+

Сова – единственная птица, которая может моргать

+

+

Совы не строят гнезд

+

+

Образ совы связан с черной магией.

+

+

В неволе совы живут дольше, чем на воле

-

+

 

Использование приема «Кластер» При использовании данного приёма происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Развивает у учащихся умение устанавливать связи, систематизировать материал.

РАСТЕНИЯ:

 низшие  высшие

(Водоросли)  мхи  хвощи плауны  папоротники 

Голосеменные

Покрытосеменные (цветковые)

 

Прием «Концептуальная таблица» позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. При изучении темы «Членистоногие»  предлагаю  учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы.

Линии сравнения

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешний вид

 

 

 

Представители

 

 

 

Среда обитания

 

 

 

Количество конечностей

 

 

 

 

Прием «Чтение с пометками INSERT»является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.  Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики,  работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно;  «-» - это противоречит тому, что я знал;   «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше.Затем совместно обсуждаем проблемные вопросы и делаем соответствующие умозаключения.

. Метод сравнения.

Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.

А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула

Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

Метод фактов 

Узнайте по описанию «особо опасного преступника»-. (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка.) змея кобра

(слайд13) 

На стадии рефлексииинформация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, либо анализируют  и систематизируют учебный материал. Здесь применяются такие приёмы, как синквейн, кластер, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше», взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке, составление синквейна по пройденной теме.(слайд14)

Составление синквейна.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.

 

Дидактический синквейн:

  • 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Отгадай понятие:

  • 1. -----------------(капиляр)
  • 2. Тонкий, однослойный
  • 3. Двигает, проталкивает, способствует диффузии
  • 4. Обеспечивает обмен веществ в тканях
  • 5. Сосуд.

 

Анатомия древнейшая, научная ……………………. (дописать)

Изучает форму, строение органов.
Наука.

А теперь немного поработаем. Я предлагаю Вам сотавитьсинквейн по мастер-классу.

(2 мин.) Проверка работы.(слайд15)

... Как –то раз учитель  принес сундук и сказал ученикам:

- Прежде, чем учиться, вы должны открыть сундук любыми способами.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад. И я желаю, чтобы у каждого присутствующего на уроках были такие ученики, которые могли бы критически отнестись к заданиям своего педагога.

А что же орешки? …………… – Что вы можете с ними сделать?

- Оставить на память… -Расколоть… -А можно на мой опыт добавить свою уникальность, своё мастерство, свой педагогический опыт и вырастить в системно-деятельностном подходе дерево, которое принесёт плоды – здоровых и успешных учеников.

В заключение, хочу пожелать, чтоб любой орешек, будь то трудный ученик, новый стандарт, сложная жизненная ситуация оказались Вам «по зубам». Я благодарю всех за работу. У Вас на столе лежат веселые смайлики.

Мне бы хотелось, чтобы вы выбрали тот, который соответствует вашему настроению в конце занятия.