Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в 9 классе

Дата публикации: 2018-11-18 14:58:49
Статью разместил(а):
Носкова Лариса Павловна

Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту

Автор: Носкова Лариса Павловна

МБОУ «Санниковская основная общеобразовательная школа Ковровского района», Владимирская область

 

Цель урока: Формировать и совершенствовать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Задачи:

- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

- формировать навыки строить текст с учётом требований к заданию части СЗ ОГЭ по русскому языку; 

- обобщить и закрепить знания о тексте, совершенствовать навыки построения монологического высказывания; 

- пробудить в учащихся любовь к жизни, осознанность её ценности;

- формировать умение отстаивать свою жизненную позицию. 

Метод: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска,  презентация,  памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерная презентация к уроку.

Предварительное задание: подобрать и записать афоризмы (пословицы) о жизни.

Текст - объект для исследования и мышления.

М. Бахтин.

Жизнь драгоценна, не разрушай её

Мать Тереза.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Обратите внимание, ребята на эпиграфы, которые я подобрала к  уроку. Читаем первый.

На что наталкивает нас фраза Михаила Бахтина? (Будем работать с текстом, исследовать его)

Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом ТЕКСТ?

(Текст, тема, микротемы, основная мысль, ключевые слова, описание, повествование, рассуждение.)

Поскольку мы будем работать над сочинением-рассуждением, назовите, из каких частей состоит рассуждение? (Тезис, аргументы, вывод)

О чем нам расскажет второй эпиграф? (Разговор пойдет о жизни, следовательно, текст будет о жизни)

Урок у нас сегодня особый, давайте определим, сформулируем цели и задачи, которые мы должны реализовать в процессе урока. (Работаем в группах).

Запишем цели урока на доске.

 П. Работа с текстом.

Итак, мы приступаем к работе с текстом. (Приложение № 1)

(Ученик читает текст) А мы, как всегда, вооружаемся карандашом. Ваша задача - слушать текст,

смотреть на текст, подчеркивая ключевые слова, определяя основную мысль текста.

(Человек, цель жизни, материальные блага, добро, радость, человечность, жизнь с достоинством)

Как вы понимаете значение слов «Прожить жизнь достойно»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.

Наше сочинение на морально-этическую тему: «Что такое достойная жизнь»,  в котором необходимо в качестве доказательства привести два аргумента: один из текста, другой из собственного опыта.

А чтобы разобраться с этим понятием ЖИЗНЬ, обратимся ко второму эпиграфу. Какие ассоциации рождает слово ЖИЗНЬ? Запишите их.

III. Словарная работа. А вот что предлагают нам толковые словари. СЛАЙД № 2

- Предлагаю вашему вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях

1.  С.И. Ожегов: ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма
существования материи. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего о/сивого. 3. Реальная действительность. 4. Оживление, проявление деятельности, энергии.

2. Д.И. Ушаков: ЖИЗНЬ, жизни, жен. [.Существование вообще, бытие в движении и развитии.
Жизнь мира. Законы жизни. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь
человека. Жизнь растений.

- Какое определение вам ближе? Почему толкования разные? (у каждого человека своё понимание
жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение)

1. Знакомство с автором стихотворения. (Приложение 2)

1) Предлагаю вашему вниманию стихотворение. Это творение матери Терезы, оно называется
«Жизнь». Биографическая справка о матери Терезе, авторе стихотворения. (СЛАЙД № 4)

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу) (26 августа!910 - 5 сентября 1997) — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации   «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным.

Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.

Конгрегация - организация, объединение.

Блаженная - то же, что святой (проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный)

- Послушайте  стихотворение (читает ученик). Оно поможет вам разобраться в жизненных ценностях, о которых вы прочитали в тексте Дмитрия Лихачева

2)   (Слайд №5)__________________________

Жизнь.

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это долг, исполни его.

Жизнь - это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь - это богатство, храни его.

Жизнь - это таинство, познай его.

Жизнь - это обещание, исполни его.

Жизнь - это скорбь, преодолей  её

Жизнь - это песня, спой ее.

Жизнь - это борьба, прими ее.

Жизнь - это трагедия, перебори ее.

Жизнь - это возможность, не упусти её

Жизнь - это красота, восхищайся ею.

Жизнь - это блаженство, вкуси его.

Жизнь - это мечта, реализуй ее.

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это приключение, испытай его. Жизнь - это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь - это борьба, борись за нее.

3)  Выделите в стихотворении ключевые слова. Какое предложение можно назвать в качестве основной мысли текста? (Жизнь  бесценна) В чем особенность этого стихотворения?

4) (Написано белым стихом - отсутствие рифмы, каждая строчка в первой своей части называет одну из сторон жизни, жизнь многогранна, вторая часть строки призывает к действию) 

5) Возможна ли жизнь без этого действия? (Нет, человек должен развиваться, изменяться – только тогда он живет, добивается чего-то) 

VI. Осмысление текста стихотворения.

- А теперь предлагаю вдуматься в смысл каждой строки стихотворения матери Терезы. Размышляем, рассуждаем над строками стихотворения.

Жизнь - это вызов, прими его.(требование, приглашение, желание вступить в борьбу, спор)

Жизнь - это долг, исполни его. (служба в армии - долг перед Отчизной; долг перед родителями -забота)

Жизнь - это игра, сыграй в нее. (игра должна быть  честной)

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь -это богатство, храни его. (друзья, родные, мир -нельзя пренебрегать, отворачиваться)

Жизнь - это таинство, познай его. (обряд приобщения верующего к божественной благодати)

Жизнь - это обещание, исполни его. (обещал -выполни, не давай пустых обещаний) Жизнь - это скорбь, преодолей ее. (быть оптимистом! Проблемы пришли и ушли, а жизнь продолжается)   

Жизнь - это песня, спой ее (умей радоваться и страдать)

Жизнь - это борьба, прими ее. (борьба с трудностями - будьте решительными, уверенными)

Жизнь - это трагедия, перебори ее. (потеря родных, близких; надо жить ради живых)

Жизнь - это возможность, не упусти ее. (не упусти средство для осуществления чего-нибудь)

Жизнь - это красота, восхищайся ею. (любуйся, наслаждайся и преумножай)

Жизнь - это блаженство, вкуси его. (вкуси счастье, наслаждение)  

Жизнь - это мечта, реализуй ее. (осуществи мечту, воплоти в жизнь)  

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это приключение, испытай его. (неожиданный случай, позволивший проверить свои силы, возможности)

Жизнь - это удача, поймай ее. (успех, желательный исход дела)

Жизнь драгоценна, не разрушай ее. (хрупкая, как драгоценные камни)

Жизнь - это борьба, борись за нее. (только в борьбе можно чего-либо достигнуть)

 - Вы любите жизнь? За что?

- О любви к жизни рассказывают, пишут стихи, поют песни. Послушайте песню Марка Бернеса «Я люблю тебя, жизнь». Марк Бернес - советский актёр, исполнитель песен, (первый куплет и припев) (СЛАЙД № 3).

 

-За что любит жизнь Марк Бернес? («ширь земли», «бескорыстная дружба мужская»)

- Можно ли сказать.» что он объял необъятное слово жизнь? (нет, жизнь многогранна)

- Но ведь жизнъ  имеет определенную ценность. Есть жизнь, наполненная творчеством, есть жизнь прозябание.

 У Сергея Острового есть удивительные слова, которыми определяется жизнь:

 В жизни по-разному можно жить:

 В горе можно и в радости.

 Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

 А можно и так: на рассвете встать

 И, поклоняясь, как чуду,

 Рукой обожженною солнце достать,

 И подарить его людям.

- О каких понятиях идет речь?

(о смысле жизни, истинного назначения человека, выбора жизненного пути)

VII. Жизненная цель.

- Ребята, чтобы прожить жизнь плодотворно, интересно, красиво, определить своё назначение,правильно выбрать жизненный путь, как следует жить?

- Чем измеряется жизнь человека? (Делами, поступками), (поставить жизненную цель, осуществлять её)

- Что значит жизненная цель? (стремление, желание)

VIII.Составьте синквейн на тему ЖИЗНЬ, (работа в группах)- проверяем

IX. Итак, настоящая жизнь всегда связана с движением, с диалогом, с участием в жизни других людей. Какие проблемы жизни мы можем встретить в тексте?

XI. Аргументы. (Приложение2) (Слайд № 8)

-Какие предложения в тексте могут служить аргументами?

Что высоким баллом оценивается в сочинении? (аргументы - 3 балла). 

Нужно привести не менее двух аргументов, опираясь на текст(читательский
опыт)  и жизненный опыт. 

1) Жизненный опыт: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт; опыт из истории.

- Паралимпийцы. Их достижения в спорте можно считать подвигом, борьбой за саму жизнь. Их силой духа, самоотверженностью, любовью к жизни стоит восхищаться!

2) Читательский опыт: примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы, из предложенного текста.

- Всегда ли положительный жизненный результат может послужить примером? Выберите из списка произведений те, которые могут служить положительным опытом, объясните, почему вы его выбрали?

 

Положительные аргументы

1. «Юшка» А.П. Платонов. Проблема истинного
назначения - любви к людям, отзывчивости,
бескорыстия. Герой рассказа обладает душевной
щедростью, большим сердцем, излучающим
добро и любовь. Помогает (материально)
незнакомой девушке получить образование.

2. «Парадокс» В.Г. Короленко. «Человек создан
для счастья, как птица для полёта»,- говорит
герой рассказа, калека от рождения. Он нашёл
смысл жизни, своё предназначение. ________


Отрицательные аргументы

1. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов.
Несчастье Печорина, главного героя романа, по
его собственному признанию, непонимание
смысла жизни. Он говорит, что чувствовал в
своей душе силы, но не знал, к чему их
приложить, не сумел найти им применение.

2. «Ионыч» А.П. Чехов. Писатель мастерски
показывает проблему духовной деградации
человека. Старцев превращается в Ионыча,
ведущего пошлую, бесполезную жизнь.___

X.  Вывод. Какой вывод можно сделать на основании тезиса и подобранных аргументов?

XI.  Афоризмы.

Я напомню, что среди критериев оценки сочинения есть критерий К, оценивающий точность, выразительность, богатство языка. Поэтому не забывайте начать своё сочинение оригинально.
Можно начать с афоризма, пословицы, цитат из литературных произведений. 

Что о жизни сказали опытные, знаменитые люди. Какие выражения вы приготовили к уроку (д/з) ?
Понравившиеся высказывания отмечайте, после урока можно записать. 

Я тоже приготовила изречения: 

1) «А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама». (Эдуард Межелайтис, литовский поэт)

2)  «... пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» (Лев Николаевич Толстой)

3) «Истинное назначение человека - жить, а не существовать»   (Джек Лондон) (СЛАЙД № 7)

Чтение чернового варианта сочинения

XII.  Рефлексия.

Подведём итоги. 

Чем полезен был урок? 

Повлиял ли он на выбор ценностей? 

Пожелания. Напишите пожелание друг другу. Обмениваемся. 

Оцените свое настроение в конце урока (Смайлики) 

(звучит песня «Так хочется жить» группы «Рождество»)   (СЛАЙД № 9)

XIII. Домашнее задание. 1) написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва на морально-этическую тему: «Что такое достойная жизнь?»

 

Приложение № 1.

(1) Времена жизни существуют точно так же, как времена года.

(2) Детство сродни светоносной, солнечной весне, молодость — лету, зрелость — осени, а старость — зиме. 

(З) Впрочем, можно оспаривать эти сравнения, и я не претендую на завершённость суждения. (4)Одно бесспорно: если времена года повторимы и можно много раз порадоваться весне, лету, осени и зиме, то времена жизни даются каждому всего один раз. 

(5) Только раз... 

(6) Не новая мысль: значит, прожить их надо, чтобы… 

(7) Всё это верно, всё так, но можно прожить полную, насыщенную, полезную жизнь, так и не заметив жизни — её времен, прелести её всего лишь четырёх перемен. (8)Не правда ли, как часто, отмахав детство, человек спохватывается, что оно минуло, кануло в безвозвратность, даёт себе слово хотя бы молодость провести с толком, радуясь ей, непременно загадав высокие цели, а в зрелости, перебирая дни, казня себя за прожитое впустую — ну не впустую, так иначе, чем загадывал, — клянётся в сегодняшнем, в зрелости своей, «не гнать лошадей», видеть мир окрест, жить для людей и для себя — полной мерой, замирая от счастья исполненного слова и возвращённого долга. 

(9) Что ж, счастье это в руке, голове и сердце.

(10) Не избранного — каждого.

(11) Только не каждому оно даётся.

(12) Ускользает.

(13) Исчезает.

(14) Манит недосягаемой доступностью. 

(15) А время всходит ростками зелёной травы, зреет густой зеленью, жухнет жёлтыми стебельками, рассыпается в прах, чтобы не повториться — истаять раз и навсегда. 

(16) Прожить жизнь — это просто и невозможно трудно, доступно и невероятно.

(17) Как неповторимо.

(18) Как ужасно неповторимо — с победами, с ошибками и потерями — не-по-вто-ри-мо. 

(19) Я часто размышляю о всяком — о чужих жизнях, обогативших меня и других, о духовных ценностях, самом главном богатстве человека, о судьбах трудных, но от этого не менее прекрасных. 

(20) Всё это такое разное сложено в одно, в жизнь, но жизнь достойную. 

(21) А жизнь состоит из времён.

(22) Детства.

(23) Юности.

(24) Зрелости.

(25) Старости. 

(26) Каждое из времён жизни коротко. 

(27) Летит! 

(28) Не спохватиться бы в конце, что так ничего и не заметил.

 А. Лиханов.

 

Приложение № 2.

"Жизнь.

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это долг, исполни его.

Жизнь - это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь - это богатство, храни его.

Жизнь - это таинство, познай его.

Жизнь - это обещание, исполни его.

Жизнь - это скорбь, преодолей  её

Жизнь - это песня, спой ее.

Жизнь - это борьба, прими ее.

Жизнь - это трагедия, перебори ее.

Жизнь - это возможность, не упусти её

Жизнь - это красота, восхищайся ею.

Жизнь - это блаженство, вкуси его.

Жизнь - это мечта, реализуй ее.

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это приключение, испытай его. Жизнь - это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь - это борьба, борись за нее."

Мать Тереза Калькуттская