Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Дата публикации: 2018-10-29 15:56:16
Статью разместил(а):
Агламазова Светлана Матвеевна

Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Автор: Агламазова Светлана Матвеевна

 

Цель: обобщение методического опыта по использованию игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

  2. Показать методы и приёмы игровых технологий.

  3. Совершенствовать умение учителей  рефлексировать.

Форма проведения: мастер-класс

Предметные области  использования методов и приёмов:  русский язык,  литература,  психология.

Результат мастер-класса:  листы самооценки.

Автор: Агламазова С.М., учитель русского языка и литературы.

Слайд 1, 2

Сегодня я не буду углубляться в теоретические вопросы проблемы слабоуспевающих и отстающих учащихся. Всё необходимое для проработки данного вопроса Вы получили в раздаточном материале. Мне хотелось, чтобы Вы имели возможность на практике познакомиться с теми педагогическими приемами, которые я использую в своей работе.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем, второгодник, дети с заключением: ЗПР и умственная отсталость. Поэтому эпиграфом к моему выступлению стали слова В.А.Сухомлинского: «Слабые дети – это не уродливые, а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества». (Слайд 3)

У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новые учителя и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры.

Для преодоления этих трудностей обучения я использую игровые технологии, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка и вызывают интерес к предмету.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7 классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7 классах, но и на любой ступени обучения.

За годы работы, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

(Слайд 4) На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) (Слайд 5)

1. Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2. Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3. Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры (Слайд 6) («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Но при отборе материала необходимо ещё учитывать особенности каждого учащегося. В моем классе это две группы учащихся: со слабым развитием мыслительной деятельности и не желающие учиться. Исходя из этого, я и подбираю дидактические игры.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности (Слайд 7)

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное".

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото".

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизводит больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос".

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу".

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться (Слайд 8)

Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

"Пиктограмма, или Пляшущие человечки".

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

        Дети на уроках часто выступают в роли учителя (это так называемые ролевые игры). Учащиеся получают задание на уроке или домашнее задание: составить словарный диктант, а на уроке один из них диктует свои слова остальным учащимся. (Слайд 9)

Дети плохо запоминают теоретический материал, поэтому «скучный», «неинтересный» материал надо сделать ярким, запоминающимся, преподнесенным в необычной форме. Примером может послужить игра «Чепуха», где каждый ученик по очереди записывает по одному слову из правила. Игра проводится несколько раз, каждый раз ученики меняются местами. Читаем полученное и смотрим, что получилось…. ЧЕПУХА или правило.

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Это игры, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы».

Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек). А свою деятельность оценить в листах-самооценки.

    Итак, начнем…

1. Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображенные животные» (Слайд 10)

(Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. За двумя зайцами ...; Трусливый, как заяц.

  2. Ползет, как черепаха.

  3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

  4. Топает, как слон.

Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».

2. Ребята решили подшутить над вами и рассыпали на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты. (Слайд 11)

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

3. Игра-конкурс («Лицедеи»). (Слайд 12)

Мне нужно четыре участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.

Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

4. «Акростих» (Слайд 13)

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы:

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

Посмотрите, как этот прием я использовала в словарной работе и при отработке сложного слова (пунктуация). С этим же словом я проводила игру «Кодировка». (Слайд 14)

Итог: Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем: (Слайд 15)

  1. Помогают скорректировать темп, ритм учебного  процесса.

  2. Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка.

  3. Индивидуализация и дифференциация обучения.

  4. Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости.

  5. Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность

  6. Удается  скомпенсировать  проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Рефлексия:

             Наш мастер-класс пришел  к финалу.

             Вы потрудились все на славу.

             Пора итоги подводить

             И свою деятельность оценить.

- Предлагаю поработать всей команде сообща. Перед вами три смайлика. Поднимите тот, который больше всего соответствует вашему настроению на мастер-классе и степени удовлетворения от проделанной работы. (Слайд 16)

А теперь я попрошу каждого из Вас заполнить последние строки в листе самооценки:

Отзыв о проведенном мероприятии: ______________

Ваши рекомендации учителю: ___________________

- Победителем  мастер-класса становится команда …

Надеюсь, что все чувствовали себя на мастер-классе удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

(Слайд 17) А закончить свое выступление я хочу словами Я.А. Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!!!

.  .  .