Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация проектной деятельности одарённых учащихся на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2018-04-30 16:22:21
Статью разместил(а):
Ишмухаметова Екатерина Владимировна

Организация проектной деятельности одаренных учащихся

на уроках русского языка и литературы

Автор: Ишмухаметова Екатерина Владимировна

МБОУ "СОШ № 2", с. Ермолаево

Куюргазинского района Республики Башкортостан

 

Современную ситуацию в России можно определить как кризис читательской культуры. С этим трудно не согласиться: количество нечитающих постоянно увеличивается, а число пользователей публичных библиотек и людей, покупающих книги для библиотек домашних, быстро уменьшается. О негативных тенденциях говорят и педагоги, отмечая понижение уровня читательской активности учащихся, основную группу которых составляют среднечитающие дети. Они, как правило, читают литературу, издаваемую массовым тиражом, а также дешевые журналы, что неблагоприятно сказывается на их личностном и читательском росте. Сильнее всего утрата интереса к чтению наблюдается в малых городах и селах, где фонды библиотек крайне скудны. Эта проблема должна решаться разными специалистами.

Чтение – базовый компонент образования, на него ни в коем случае нельзя жалеть учебного времени, ведь за неумением читать и понимать разнообразные тексты следуют провалы по другим школьным предметам. Так, известно, что если ребенок не становится активным читателем к 12-летнему возрасту, если он не читает самостоятельно выбранные книги, то этот пробел никогда не восполнится. Подросток не обратится к классической литературе, взрослый не будет читать детям. Однако именно литература формирует личностные ценности, закладывает основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, красоты и достоинства. Значит, необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, постепенно постигая более сложные литературные формы текстов, чтобы развивалась его читательская компетентность и чтобы в итоге он стал человеком читающим, личностью, владеющей культурой чтения.

Читательская компетентность – результат воспитания и образования. Именно чтение лежит в основе того, что составляет деятельность человека. В таком свете становится очевидным значение чтения в школе как основы для межпредметных связей. Хотя многим не совсем понятно, почему чтение как общеучебное умение не развивается только на уроках литературы. Но ведь учитель литературы занят прежде всего развитием личности учащегося на материале художественных текстов. Любой учитель должен включать в свой урок элементы развития чтения, читательской грамотности, текстовой деятельности: поиск и анализ информации в тексте, его понимание, оценку и формирование суждений о тексте.

Современное обучение полностью построено на умении работать с текстами. Учителя-практики знают, что к моменту окончания начальной школы многие дети не умеют бегло читать, обладают малым словарным запасом, не могут выделить главное в тексте, часто не способны пересказать текст, так как не понимают его. Так, чтение, восприятие, оценка и понимание художественных произведений превращаются в проблему, не говоря уже о постижении их скрытого, глубинного смысла. В связи с этим остро стоит вопрос обучения адекватному пониманию текстов. Уроки литературы в 5-6 классах построены главным образом на основе работы с текстом, в результате дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного развития читательской грамотности.

Особенностью обучения является личностно-ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учащимися  художественных произведений, в системе разнообразных творческих работ, индивидуальных заданий. Умение оценивать себя как читателя – первый шаг к читательскому росту. Существует множество методов и приемов оценки, анкетирование – одно из них. К примеру, можно предложить ученикам ответить на следующие вопросы простой анкеты:

Меня зовут ________________________________

Как постоянно читаю книги

- постоянно

- две и больше книг в месяц

- 1-2 книги в полгода

- не удается читать

 Три дорогие мне книги. Это:                     

  1.___________________________________________

  2.___________________________________________                                      

  3.___________________________________________

Сегодня я читаю________________________________.

В ближайшее время планирую прочесть _______________________________________.

Заполняя эту анкету, школьники вспоминают любимые книги, а в последних двух строчках заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (нее) есть намеченный список для чтения.

На формирование потребности в систематическом чтении сказывается ведение читательских дневников, в них пятиклассники отмечают дату чтения, автора и название произведения, а также поясняют о ком или о чем книга, что понравилось. Затем по прочитанным произведениям устраиваются  читательские конференции, их цель – презентация понравившейся книги.  Конференция, как правило, должна готовиться заранее.

Обязательное требование – подготовка доклада по книге. Можно сообщить следующую информацию: название книги, ее автора, основную тему (о чем), основную идею, краткое содержание, наиболее интересные эпизоды, герои, мнение о книге (почему понравилась или не понравилась). Выслушав доклад, задаются уточняющие вопросы: над чем заставила задуматься книга? будете ли читать другие произведения этого же автора? рекомендуете ли ее другим? почему? Необходимо формировать у учащихся умение выражать честное, взвешенное, объективное  мнение о прочитанном произведении. Достижению положительных результатов по повышению уровня грамотности чтения способствует использование  различных способов текстовой деятельности, нацеленных на осмысление прочитанного. К примеру, очень эффективно «Чтение с остановками», я применяю его в работе со слабочитающими учащимися».

Цель – обучить осмыслению текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка. Выбирается небольшой по объему текст повествовательного характера с элементами рассуждения или описания. Вопросы к нему должны быть открытыми, требующими рассуждения, изложения своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?

Предварительно разбиваю текст на смысловые отрезки и формулирую к ним вопросы. Обычно достаточно шести-восьми индивидуальных занятий для того, чтобы учащиеся улучшили свои навыки чтения и понимания текста. В работе со сложными текстами использую «Чтение с пометками», его целью является проверка понимания читаемого и его анализ. На полях делаются пометки, например, такие: +  понял; -  не понял; ?  требуется обсудить. Или такие: +  согласен; -  не согласен; !!  обсудить. Характер этих пометок определяется целями чтения. В первом случае – это проверка понимания текста, во втором – выяснения мнения относительно прочитанного.  Затем проводится групповое обсуждение по возможным вопросам: что вам было уже известно? что вы узнали нового? что осталось неясным? что показалось интересным? о чем вы хотели бы получить больше информации?

Одним из основных средств повышения читательской активности учащихся является беседа, в ходе которой постигается смысл прочитанного текста, создается проблемно-поисковая ситуация, настраивающая учащихся на поиск ответов. Иными словами, беседа обучает процессу понимания текста, а не контролирует результат (понял или не понял). Вопросы должны быть содержательными, четкими, чтобы побуждали ученика к размышлению. Не стоит задавать подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа, необходимо также избегать вопросов, требующих однозначных «да» или «нет». Метод беседы имеет преимущество в том, что активизирует внимание учащихся, развивает их память, делает детей открытыми, искренними, является хорошим диагностирующим средством.

Пример. Беседа по  летописному отрывку «Сказание о белгородском киселе»

- Что показалось интересным в этом отрывке?

- Почему жители города обещали послушаться старца?

- Какую хитрость предложил старец белгородцам?

- Как вы понимаете пословицу «Хитрость силу побеждает»?

- Чем интересны летописные сказания современному читателю?

Анализ текста методом экспликации побуждает учащихся самих открывать литературные достоинства текста, пробуждает любознательность, развивает читательскую грамотность и аналитические умения.

Существует общепринятый порядок проведения уроков объяснения текста (ключевого фрагмента в 18–20 строк):

- введение;

- чтение текста учителем;

- изучение композиции текста;

- повторное чтение, сопровождаемое анализом деталей;

- заключение, которое обогащает понимание содержания на более высоком уровне;

- выразительное чтение текста учениками, заучивание его наизусть (дома).

Важный шаг к пониманию текста – выделение в нем непонятного, неоднозначного и формулировка его в виде вопроса. Думая, ребенок спрашивает и отвечает. Вопрос или цепочка вопросов – это движение к пониманию фрагмента, текста. В работе с текстом использую:

          - ответы на готовые вопросы.

          - самостоятельно сформулированные вопросы к тексту.

          - смешанный вид работы: постановка вопроса и ответ на заданные вопросы.

          - формулирование вопросов и выдвижение гипотез по ходу чтения.

          - самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов.

Данный прием помогает более сосредоточенно, вдумчиво работать с текстом, анализировать, выделять главное, делать микровыводы.

На уроках активно применяются различные виды творческого пересказа:

а) подробный (или близкий к тексту), с максимальным использованием авторской лексики;

б) сжатый;

в) пересказ эпизода от лица героя;

г) тезисный;

д) рассказ о герое, событии от лица разных персонажей;

е) «самоанализ» (т.е. пояснение мотивов поступка героя: почему я поступил именно так; что руководило моими поступками; к чему я стремился, совершая поступок, произнося слово).

Сделать вывод, обобщить ранее сказанное помогает синквейн (пятистрочник), выражающий свое отношение к тексту, понятию, герою, явлению.

Схема синквейна:

1. Существительное – тема.

2. 2–3 прилагательных, которые раскрывают характерные признаки предмета или явления.

3. 3–4 причастия, деепричастия, глагола, раскрывающие действие, воздействие, свойственные явлению, предмету.

4. Фраза (предложение), раскрывающая суть предмета или явления. Она усиливает предыдущие 2 строки.

5. Слово – итог, вывод.

 

Пример:

1.        Семья

2.        Дружная, крепкая, многочисленная

3.        Любить, поддерживать, защищать, отвечать (друг за друга)

4.        Один за всех и все за одного

5.        Крепость

Пантомима в основном используется в работе над произведениями устного народного творчества. Загадки, пословицы воспринимаются гораздо интереснее, если их не только услышать, но и «увидеть». Возможна индивидуальная работа, работа в группах, возможно конкурсное представление, просто угадывание, соотношение текста пословицы с реальностью (ситуации из жизни). После самостоятельного прочтения отрывка изобразить героев на фоне звучащего текста помогает театр-экспромт. Дети должны передать характер героя, его настроение. Подобная форма работы применяется при изучении юмористических произведений Чехова. Работа с репродукциями картин или иллюстрациями к произведению:

а) пересказ эпизода, которому соответствует иллюстрация;

б) описание внешности героя, элементов интерьера,быта;

в) подбор цитат из текста к данной иллюстрации.

Письменные творческие задания позволяют ребенку остаться наедине со своими мыслями, разобраться в них, проанализировать поступки героев, дать оценку происходящему, задуматься над поставленной  проблемой и сделать выводы. Письменный ответ на вопрос (5-7 предложений)

-   Над чем меня заставил задуматься рассказ «Уроки французского»?

-   Как вы понимаете смысл 5-ой заповеди (на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)?

-   С кем мы можем сравнить героя сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»?

Письмо автору или герою (с учетом временных и социальных рамок) или отзыв о произведении помогают составить объективное, эмоциональное мнение о прочитанном произведении.

На уроке стараюсь сочетать несколько видов работ, чтобы не создавалось впечатления однообразия и «хождения по кругу». Значительная роль отводится выразительному чтению учителя, комментированному чтению, беседам, в том числе и эвристическим, словарной работе, работе с произведениями изобразительного искусства. Обязательным компонентом урока является творческая атмосфера, способствующая самораскрытию ребенка. Необходимо создать такие условия, чтобы у учащегося развивалась стойкая потребность в систематическом чтении. Учитель должен доносить до детей мысль о престижности чтения, формировать мотивацию для постоянного общения с книгой. В результате мы увидим читающего учащегося, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности, патриотизму.

.  .  .