Использование мобильного компьютерного класса в учебной и внеурочной деятельности

Дата публикации: 2018-03-10 15:22:47
Статью разместил(а):
Ракова Ирина Анатольевна

Использование мобильного компьютерного класса в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС нового поколения

Автор: Ракова Ирина Анатольевна 

МБОУ СОШ с.Восток Поронайского района Сахалинской области

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.       Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования говорит о формировании ИКТ - компетентности учащихся не только в рамках предметных областей, но и в области использования современных информационных технологий, овладении информационной грамотностью. 

Неоценимую  помощь  в  овладении и использовании  оказывает  мобильный компьютерный  класс (МКК).    

Основная цель работы с МКК: совершенствование и интенсификация процесса обучения в начальной школе, формирование ИКТ – компетентности учащихся начальной школы. 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-освоить работу с мобильным классом;

-сформировать информационно-коммуникационную компетентность учащихся начальной школы;

-расширить образовательное пространство урока, формируя личность, способную к успешной социализации и активной адаптации в обществе;

-выявить одарённых и талантливых детей, привлекая их к научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой;

- повысить мотивацию учащихся, их качество знаний, уровень обученности.

"Завтра" наших детей – это информационное общество. Поэтому научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы ребенок мог решать свои практические задачи. 

Глава I 

Особенности мобильного компьютерного класса

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Неоценимую  помощь  в  овладении  учащимися     информационной  грамотностью оказывает  мобильный компьютерный   класс (МКК).

Мобильный компьютерный класс - это полнофункциональный компьютерный класс "на колесах". С помощью тележки-сейфа, предназначенной для хранения и транспортировки компьютеров, МКК в считанные минуты может быть перемещен в любое место учебного заведения и подготовлен к работе. Мобильные компьютеры учащихся расставляются на столах. После завершения занятия компьютеры возвращают в тележку, в которой предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения.

Возможности мобильного компьютерного класса

МКК предоставляет учителю возможности:

  • свободно перемещать оборудование из одного помещения в другое и быстро разворачивать компьютерный класс;
  • произвольно располагать компьютеры в классе во время занятий или лабораторных работ;
  • управлять индивидуальной и групповой работой учащихся во время урока;
  • проводить опросы.

           МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе.

         При работе с МКК имеется возможность разбивать класс на произвольное количество групп, выдавая каждой отдельное задание. В процессе групповой работы члены группы могут общаться между собой или с учителем. Учитель следит за выполнением задания группой.  

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Глава II 

Использование мобильного класса в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС  нового поколения

Как известно, дети уже с ранних лет очень легко привыкают к современным технологиям. У ребенка, в отличие от взрослого человека, нет барьера при освоении новых средств, не требующих знаний и опыта. Поэтому использование компьютера на уроках в школе, при этом именно в виде игровых программ,  выглядит совершенно естественным методом обучения современных детей.  

Вот  почему научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы ребенок мог решать свои практические задачи,  был  успешным   и  конкурентно  способным   в  наше  сложное  время.

Я считаю, что мобильный класс – это большое подспорье в работе учителя.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами, как я работаю с МКК  в своей  урочной и внеурочной деятельности, показать  и  рассказать  о  некоторых   возможностях мобильного  класса и о  том,    насколько  эффективно  его  можно  использовать  в  учебно-воспитательном процессе.   

      У каждого ребёнка моего класса есть под определённым номером компьютер.  Поэтому каждый ученик знает свой компьютер, по моей просьбе он  его берёт, включает, работает  и выключает, а также следить за сохранностью.

2.1. Использование  мобильного компьютерного класса в учебной  деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе для достижения требуемых образовательных результатов. «Образовательное учреждение должно иметь доступ к ЭОР, размещённым в федеральных и региональных базах данных ЭОР, а также должно быть обеспечено учебниками с электронными приложениями».

В начальной школе в соответствии с ФГОС подготовлены специализированные электронные пособия к учебникам. Некоторые из таких пособий, на мой взгляд, являются долгожданным подарком для учителей начальной школы. Мобильный компьютерный класс использую на следующих уроках: математика, русский язык, чтение, окружающий мир.  

Что такое электронное приложение? Электронное приложение – особый вид электронных учебных изданий. Задача электронного приложения к учебнику – расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр.

В программе «Школа России» электронные пособия к учебникам    «Русский язык»,   «Математика» и « Окружающий мир»  интересные, грамотные  и эффективные по  содержанию.

            Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.

С помощью приложения  учащийся самостоятельно повторяет теоретический материал,  систематически проводится  индивидуальная  работа  с учениками на уроке, организуется повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся, выполняются  упражнения с самопроверкой.

Таким образом, данное электронное приложение позволяет   проводить занятия на высоком эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивается наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы на у роке. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

            В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Во время уроков ученики  выполняют тестовые задания. Здесь я использую тесты, готовые и те, которые создаю сама. Тестовые работы есть и в электронных приложениях. Для создания  тестов использую генератор тестов. Программа создания таких тестов достаточно проста,  все шаги  показаны.

Активно использую программу «Отличник» на уроках математики и русского языка. Программа « Отличник»  способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также игра-тренажёр "Таблица умножения". Очень удобно проводить индивидуальную работу. На сегодняшний день, ученики умеют запускать эту программу, открывать  нужное задание по указанию учителя. Это отличный  тренажёр, тем более, что сразу можно поставить  оценку ученику за работу. 

Активно используем в учебной деятельности  микроскоп, т.к. он прост, удобен в использовании  и необходим в учебном процессе, позволяет разнообразить деятельность учащихся.  

               МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе. В процессе индивидуальной работы учащийся может получить консультацию учителя; а учитель  отследить процесс выполнения задания.  

Работа с компьютерами доставляет детям огромное удовольствие, и они с большим энтузиазмом в нее включаются.

2.2. Использование  мобильного компьютерного класса во внеурочной деятельности.                   

Требования ФГОС НОО предполагают, что наряду с урочной деятельностью в организации учебного процесса должна учитываться внеурочная деятельность.

Применяемая в традиционном обучении классно-урочная система недостаточно считается с различиями в способностях детей, необходимостью индивидуального подхода к их развитию с учетом личных интересов. 

Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы ее деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий,  программно-методических комплексов (ПМК)

  Использование ПМК позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решить несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

     В настоящее время существует множество ПМК для начальной школы, разработанных как учителями начальной школы, так и профессионалами.     Федеральный государственный стандарт выдвигает новые требования к  информационным компетенциям учителя. Как говорят, самый лучший урок-тот, который ты  приготовил сам.

            Существуют комплексные программно-методические обеспечения, которые можно использовать не только на уроках, но и использовать для коррекционно-развивающей среды младшего школьника.

       Одним из таких комплексов является «Академия младшего школьника». Автор программно-методического комплекса: В.И. Варченко.

Особенности использования:

Основная цель: закрепление полученных на традиционных уроках знаний, умений, навыков в практической деятельности – компьютерной игре.

             Дидактический материал не разделен на принадлежность к отдельным возрастным учебным классам или учебно-методическим комплексам, что позволяет осуществление гибкого планирования его использования с учетом особенностей применяемой учебной программы, а также уровней достижения учащихся; специальный инструмент Конструктор урока позволяет учителю самостоятельно определять содержание занятия, как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавая нужный набор заданий и определяя их последовательность; статистические результаты можно сохранять, а также представлять в виде рейтингов учащихся (за текущее и за все проведенные занятия); при необходимости за одним компьютером могут работать двое учащихся.

            Содержание программно-методического комплекса отвечает ключевым педагогическим принципам обучения: доступность, наглядность, проблемность, личностная и индивидуальная направленность. Вариативность, многоуровневость и содержательность заданий обеспечивают прочность усваиваемых знаний, игровые элементы поддерживают интерес и формируют учебную мотивацию, программа создает основу для формирования с помощью компьютера учебной деятельности учащихся.

            Программно-методический комплекс может использоваться как в основном образовании, так и в  кружках и на факультативных занятиях во внеурочное время.

Особенности продукта:

• Оптимальное сочетание учебных и игровых элементов.

• Более 3000 заданий разного уровня сложности по разным темам.

• Возможность для педагога самостоятельно определять сценарий занятия и изменять содержание интерактивных заданий.

• Раздел с развивающими играми для тренировки мышления, внимания, памяти.

• Сохранение статистических результатов, ведение рейтингов учащихся.

• Режим организации работы двоих учеников за одним компьютером.

• Звуковые и письменные инструкции и подсказки для учеников.

• Методическое руководство для учителя.

• Возможность работы по локальной сети.

• Программа является многопользовательской версией с лицензией на 30 установок.

Содержание: 

             Основными компонентами программно-методического комплекса «Академия младшего школьника: 1–4 класс» являются учебно-дидактические игры, представленные в количестве более 3000 заданий, специальный инструмент Конструктор урока и дидактические пособия для учителя, печатное методическое руководство.

Учебно-дидактические игры. Пособие включает многообразные интерактивные дидактические упражнения (игры) для формирования навыков и знаний по основным предметам, изучения и повторения ключевых тем начального школьного обучения (русский язык, математика, окружающий мир). Каждое игровое упражнение является многоуровневым и многовариантным, имеет регулируемые настройки.

Конструктор урока. Данный инструмент позволяет учителю составлять программы занятий из учебных игр «Академией младшего школьника: 1–4 класс» согласно текущей учебной программе, редактировать созданные программы, изменять тексты самих интерактивных игровых упражнений и их настройки, а также просматривать статистические результаты работы учащихся. Использование Конструктора урока позволяет учителю сэкономить значительное время для подготовки программы занятия, собирать на своем компьютере статистические данные о результатах проведения урока, работать с компьютерной сетью, обходясь без специальных знаний файловой системы компьютера.

Личностные результаты реализации программы: 

·         повышение информационной культуры учащихся;

·         устойчивая позитивная осознанная самооценка;

·         обогащение информационного опыта учащихся;

·         выраженный уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.

Метапредметные результаты реализации программы: 

·         развитие общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою работу, выполнить задание;

·         развитие качества самооценки и планирования своей деятельности;

·         позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию;

·         развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками в учебной ситуации.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством:

·         получения обратной связи от учащихся на занятиях;

·         анализа выполнения заданий посредство рейтингов и сохранения результатов каждого учащегося.

Обычно в процессе обучения дети боятся допускать ошибки, из-за чего замыкаются, тяжело переносят неудачи. Но было замечено, что при выполнении самостоятельных работ на нетбуках дети меньше волнуются, не скрывают своих результатов, спокойно реагируют на необходимость провести работу над ошибками. Это повышает рабочий потенциал учеников больше, чем при проведении занятий в традиционной форме. 

Работа программно-методического комплекса «Академия младшего школьника: 1–4 класс»  идет с обучающимися 2 класса второй год.

С прежним выпуском (3,4 класс) проводились занятия внеурочной деятельности кружка «Я-исследователь». Если раньше  ученики писали на бумаге, рисовали, клеили, то сейчас эту работу выполняем  на компьютерах.  Работаем группами, парами по алгоритму.  

1.   Выбираем тему. 

2.   Определяем проблему. 

3.   Определяем вопросы.

4. Распределяем роли: Одни ищут информацию и печатают на компьютере,  другие подбирают картинки. Каждый делает понемногу, затем соединяем в одно  и получается исследовательская работа. Здесь используем программу МicrosoftPowerPoint  и МicrosoftWord, которые установлены на каждом ноутбуке МКК.

Глава III 

Положительные стороны и недостатки использования мобильного компьютерного класса

Работая вместе с учащимися с МКК, у меня появилась возможность реализовать принцип личностно-ориентированного образования, повысить мотивацию и самостоятельность учащихся.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Положительные стороны комплексного использования мобильного класса

ü  индивидуальный подход; 

ü  возможность прерывать/возобновлять работу ученика; 

ü  возможность сетевого общения «ученик – учитель» ; 

ü  компьютерное тестирование учащихся     с индивидуального рабочего места в классе; 

ü  мгновенное получение результатов тестов; 

ü  отслеживание ошибок учащихся ими самими и учителем; 

ü  трансляция верного решения с рабочего места учителя на рабочие места учащихся (работа над ошибками). 

Недостатки  

ü  затруднения в обслуживании мобильного компьютерного класса; 

ü  затруднения в обслуживании программного обеспечения; 

ü  большое количество времени и сил, которые уходят на подготовительную работу; 

ü  ограничения по времени работы учащихся за компьютером (для учащихся, например, четвертых классов это всего 15-20 минут). 

Плохо, что у нас пока нет  беспроводной локальной сети и  я не имею возможности организовывать коллективную работу в классе с реализацией «обратной связи». Но заявка на  покупку и установку локальной беспроводной сети подана. И думаю, что в следующем учебном году, работу с МКК продолжу в новом русле. Работа с компьютерами доставляет детям огромное удовольствие, и они с большим энтузиазмом в нее включаются.

На протяжении трех лет, учащиеся  активно участвует в различных конкурсах.  Учащиеся 4 класса сами искали  информацию в  интернете для школьных научно-практических конференций. Самостоятельно обрабатывали найденную информацию. С моей помощью велась исследовательская и проектная деятельность. Участие  в конкурсах повышает познавательный интерес  к предметам.

 Сама я призер в номинации «Урок математики» муниципального конкурса на лучшую методическую разработку урока в начальной школе в рамках обучения по ФГОС НОО (с использованием мобильного компьютерного класса) 2015год.

На сегодняшний день часть задач для работы с МКК решена: освоили работу с мобильным классом; расширилось образовательное пространство урока, формируется личность, способную к успешной социализации и активной адаптации в обществе; формируется   информационно-коммуникационная компетентность учащихся начальной школы.

Сейчас выявляются одарённые и талантливые детей, которых в будущем буду привлекать к научно-исследовательской работе, проектной деятельности. Повысилась  мотивация учащихся, их качество знаний, уровень обученности.  Итоги  будут подведены в конце учебного года, т.к. учащиеся во 2 классе и первый триместр был безоценочным.

Заключение.

С помощью компьютерной техники и широких возможностей, которые она предоставляет, дети могут усвоить материал урока не зубрёжкой, а практикой, что намного увлекательнее, легче и доступнее. Уроки стали намного интереснее, учащиеся стали внимательнее, сосредоточеннее. Каждый ребенок больше стал заниматься самостоятельно, компьютер превратился для ребят из игрушки в хорошего, интересного и умного помощника.  Мобильный компьютерный класс позволяет учителю на новом технологическом уровне готовить материалы к занятиям и проводить уроки, открывает доступ к огромному количеству образовательных ресурсов, помогает решить задачи  реализации ФГОС НОО.

Использование мобильного компьютерного класса   меняет методологию процесса обучения: вместо чтения "лекций" я имею возможность вовлекать учеников в процесс обсуждения, совместного творчества, что делает обучение не только более эффективным, но и приятным для школьников.

МКК помогает сформировать информационно-коммуникационную компетентность учащихся начальной школы; выявить одарённых и талантливых детей, привлекая их к научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за ноутбуком создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Очень важный момент – на таких уроках царит спокойная рабочая обстановка. Ребята, хорошо владеющие компьютером, оказывают помощь другим детям, а иногда и мне – с одной стороны это поднимает их авторитет в глазах одноклассников и, с другой стороны, учит взаимопомощи. 

Без взаимодействия в диалоге и    наставничества   мобильное обучение  становится холодным и безличным. Учащимся необходима возможность   обращаться   к преподавателям   и   другим учащимся.    В   конечном   счете, обучение – это   деятельность, осуществляемая «от человека  к человеку» .

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами. Не стоит перегибать палку, воспринимая компьютер как панацею от всех бед. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно. 

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.-с.317

2. Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе»  

3. Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС» 

4. Акуленко В.Л. К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» 

И «ИКТ-компетентность»/В.Л.Акуленко, Л.Л.Босова

5. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография./М.П.Лапчик

6. Симонова Ю.В. ИКТ как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

7. ПМК «Академия младшего школьника»

8. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов /- М., 2001