Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Дата публикации: 2018-01-31 14:40:04
Статью разместил(а):
Никулич Татьяна Анатольевна

Приёмы работы при изучении  словарных слов начальной школе

Авторы: Никулич Татьяна Анатольевна

и Фролова Валентина Владимировна

 

1. Слайд 1. Представление учителей

-Здравствуйте, уважаемые  коллеги!

- Мы, учителя 38 школы, Валентина Владимировна Фролова и Татьяна Анатольевна Никулич хотим представить Вашему вниманию опыт работы со словарными словами в начальной школе.

-Мы  очень рада видеть вас,

Даем сегодня мастер-класс.

И познакомить вас хотим

С продуктивным опытом  своим,

Чтоб дети грамотно писали,

И слова запоминали.

2.Слайд 2. Актуальность опыта

       Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

     Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

     Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно. 

  

3.Слайд 3.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому известный советский учёный-методист А.В. Текучев отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка.

4.Слайд 4.

       Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия: 

     -между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей;

     -между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков.

      Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.

5. Слайд 5  Ведущая педагогическая идея опыта:

 Показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

       Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

     Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.  

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

6. Слайд 6. Введение словарного слова через исследовательскую деятельность.

1. Из загадки:

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

      Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова. Слово проговаривают хором орфоэпически правильно, затем определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими учащимися ставится орфографическая задача До того, как учащиеся записали слово, они определяют ударный и безударный слоги, пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву.

      Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь применяю различные виды знакомства с новым словом:               

-сама записываю новое слово на доске, выделяя цветным мелком орфограмму;

-показываю карточку; ознакомление со словом в учебнике на соответствующей странице;

-предоставляю возможность познакомить детей с новым словом ученику, получившему творческое задание.

      Вставив нужную букву, учащиеся записывают слово, проговорив его орфографически. Важнейшим условием является правильное первичное восприятие изучаемых слов. Так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу бессмысленной. 

        Необходимо, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями, прежде всего, научились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

     Во время работы над зрительным образом слова можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос о нужной букве, обратившись к орфографическому словарю или к словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

7. Слайд 7. Работа в группах

 Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.

2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.

3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).

4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

 Проверка работы групп.

Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше?(нарисуем свой способ запоминания).

8. Слайд 8.

       Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова.  

.      Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

     Итак, открывается принцип понятности, доступности, достижения результата, творческой самостоятельности. Думается, что одним из ключевых элементов в современном образовании становится элемент «само»…Нужными оказываются задания на самопроверку и взаимопроверку, которые, скажем, формируют умение сомневаться, значит – развиваться.

9.Слайд 9. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка. 

      “Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии)

      Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. 

10.Слайд 10.

     Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация, что именно в этом слове надо запомнить. И мы с детьми приходим к выводу что здесь не опасное место, а вот  -асса- надо запомнить. 

11.Слайд 11. Метод звуковых ассоциаций 

Затем постепенно мы приходим к составлению мини сказки о том, как пассажир перед посадкой берёт билет в кассе. Получается ребус

  К 

пассажир   (касса)

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 

 

12. Слайд 12.

Пассажир – пассажир берет билет в кассе.

13. Слайд 13.  В слове спряталось другое слово
Горизонт – гори, зонт!

Соловей – соловей поет соло.

14. Слайд 14. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения). 

      Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”. 

    Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

15. Слайд 15.

     К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

     Например , при изучении слова «хозяйство» дети предлагают изобразить гласную «о», которую нужно запомнить , в форме копен сена, поросят, тарелок, которые есть в каждом хозяйстве.

А буква «о» в слове «вокруг» ассоциируется с кругом, солнышком и часами, стрелки которых  движутся по кругу.

В слове «колесо» буква «о» так и просит изобразить её в виде самого колеса, руля автомобиля или дорожного знака, которые по очертанию похожи на нее.

16. Слайд 16. Фонетические ассоциации

     Следующий прием работы с использованием мнемотехники: фонетические ассоциации.

17. Слайд 17.Практическое задание

18.Слайд 18. Варианты ответов

19.Слайд 19.

А также можно использовать, как называют дети, «мини-кроссворды». Алгоритмически крестообразная схема позволяет запоминать и быстро воспроизводить семантические модели этих слов.

20.Слайд 20.

Прием «создания свободных ассоциаций» – процесс творческий. Его ценность- это наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.

Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

21.Слайд 21.“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

       Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

      А слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

22.Слайд 22. Приём “Чепушина”. 

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д – девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

23.Слайд 23.

- Я вам предлагаю слово орфография (овес, ребята, фамилия,огород, герой, русский, автомобиль, фойе, интересный, якорь)

- Чем эффективен и интересен  этот приём, с Вашей точки зрения?

(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор  и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.)

 На уроке возникают ситуации, когда значения каких-то слов непонятны. В этом случае обращаемся к толковому словарю. В орфографическом словаре можем узнать однокоренные слова.

24. Слайд 24. Игровой тренинг «Кто больше запомнит»

Цель тренинга: развитие слуховой и артикуляционной памяти.

Правило тренинга: первый ученик называет слово по теме «Одежда», например, пальто. Следующий повторяет названное слово и произносит любое своё на эту тему, например, платок и т.д., при одном условии, что произносить слова надо орфографически. На своём опыте мы убедились, что если тренинг регулярно применять  в течении нескольких месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства:

-повышается орфографическая грамотность

-совершенствуется речевая память

-увеличивается скорость письма, повышается интерес к учению

25. Слайд 25. Шифровка

Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы? 

е

с

о

д

р

о

г

и

ю

ж

к

я

а

в

з

- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;

- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.

-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.

- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.

26. Слайд 26. Рифмовки

     Быстрому и прочному запоминанию материала способствует творческая работа. Например, слова можно рифмовать, сочинять с ними стихи. При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Но это заложит прочный фундамент для правописания.

     Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.

     Прежде чем начинать работать с рифмовками, необходимо добиться от учащихся умения орфографически проговаривать слова. Хочется подробнее остановиться на работе с рифмовками «Словарные слова». Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно.

Словарные слова (1-2 класс):

Ворона, сорока, петух, воробей,

корова, собака, медведь, соловей,

дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,

язык, телефон, телевизор, дневник,

квартира, компьютер, ребята, отец,

капуста, картофель, морковь, огурец,

пальто,  понедельник, четверг, магазин,

обед, хорошо, молоко, апельсин,

родина, улица, город, суббота,

комната, ягода,  завтрак, работа,

погода, сирень, воскресенье, мороз,

осина, берёза, деревня, овёс,

ракета, малина, победа, картина,

яблоня,  ужин, одежда, машина,

лисица, горох, огород, помидор,

арбуз, молоток, газета, топор,

герой, сапоги, автобус, пенал,

однажды, Россия, заяц, вокзал.

Словарные слова (3 класс) 

Тарелка, кастрюля, дорога, аптека,

директор, аквариум, библиотека,

песок, килограмм, чемодан, эскалатор,

аллея, болото, солдат, экскаватор.

пловец, километр, бассейн, микрофон,

троллейбус, трамвай, полотенце, балкон,

реклама, кровать, миллион, капитан,

термометр, валенки, лагерь, банан,

салат, майонез, винегрет, викторина,

лестница, пятница, жёлтый, рябина,

учитель, волшебник, сентябрь, октябрь,

конверт, орфограмма, ноябрь, декабрь,

литература, мужчина, лимон,

сахар, карман, макароны, вагон,

чёрный, чеснок, миллиметр, билет,

ссора, костёр, заповедник, привет,

автомобиль, абрикос, календарь,

иней, перчатка, месяц, февраль,

велосипед, пассажир, целлофан,

комбинезон, виноград, барабан,

кросс, математика, остров, батон,

матч, сантиметр, колонна, газон,

минута, секунда, салют, муравей,

растение, скатерть, кетчуп, хоккей.

Схема работы с рифмовками (раздаётся участникам).

        Работа с рифмовками ведётся по следующей схеме:

Берём для работы по 2 строчки, на каждом уроке прибавляем ещё 2.

1)Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши в том случае, если услышат незнакомое для себя слово. Необходимо заранее подготовить материал по объяснению значений тех слов, которые могут вызвать затруднение.

2)Дети читают орфографически, учитель внимательно слушает, чтобы проговаривание было правильным.

3) Работа с презентацией. На одном слайде – картинки с изображением слов одной строчки рифмовки. Дети проговаривают слова, пользуясь только картинками.

4) Слайд показывается в течение нескольких секунд, затем закрывается, и дети на память орфографически проговаривают данные слова.

5)Без рифмовок и картинок - учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.

6) Выполнение заданий со словами каждой строчки или группы строчек:

-составить и записать предложение;

-найти лишнее слово;

- из слов двух данных строчек составить и записать рассказ;

- найти  и выписать слова с определенным грамматическим признаком или на определенную тему;

- составить цепочку из данных слов.

7) Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами; 

8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке.

9) Самодиктант словарных слов.

Результаты такой работы мы видим  при проведении проверочных работ по русскому языку. Даже слабые ученики пишут словарные слова без ошибок.

Примерные задания к рифмовкам

Задания к рифмовке «Словарные слова» (1-2 класс)

- выписать двусложные слова;

- выписать трёхсложные слова;

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых количество букв и звуков одинаково;

- выписать слова с ударением на втором слоге;

- выписать слова с ударением на последнем слоге;

- выписать слова, в которых нет мягких согласных;

- выписать слова, в которых все согласные звонкие;

- выписать слова, которых все согласные глухие;

- выписать одушевлённые существительные;

- выписать неодушевлённые существительные;

- выписать существительные мужского рода;

- выписать существительные женского рода;

- выписать слова на тему «Животные»;

- выписать слова на тему «Растения»;

- выписать слова на тему «Школа».

 

Задания к рифмовке «Словарные слова» (3 класс)

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых нет мягких согласных;

- выписать существительные мужского рода;

- выписать существительные женского рода;

- выписать существительные первого склонения;

- выписать существительные второго склонения;

- выписать слова с нулевым окончанием;

- выписать слова на тему «Транспорт»;

- выписать слова на тему «Природа»;

- выписать слова на тему «Еда»;

- выписать слова на тему «Математика».

 

Задания к рифмовке «Словарные слова» (4 класс)

- выписать существительные первого склонения;

- выписать существительные второго склонения;

- выписать числительные;

- выписать наречия;

- выписать слова, состоящие только из корня;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «чистый»;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «новая»;

- выписать слова на тему «Спорт»;

- выписать слова на тему «Литература»;

- выписать слова на тему «Искусство».

 

Задания к рифмовке «Словарные слова»

-образовать однокоренные слова с суффиксами - к-,-н -;

-поставить данные существительные в нужном падеже;

- выписать слова с шипящими согласными;

- подобрать синонимы или антонимы к данным словам;

- отгадать слово по его лексическому значению.

 

Задания к рифмовкам «Парные согласные» (1-2 класс)

- выписать прилагательные;

- выписать одушевлённые существительные мужского рода;

- выписать неодушевлённые существительные женского рода;

- выписать слова, в которых есть суффиксы;

- выписать слова с приставками;

- выписать слова, которые нельзя изменить по числам;

- выписать слова с нулевым окончанием;

- выписать слова, в которых не нужно ставить знак ударения;

- выписать словарные слова.

 

Задания к рифмовкам «Непроизносимые согласные» :

- выписать имена существительные;

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых ударение падает на корень;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «человек»

- выписать слова, к которым подойдёт слово «ответ»;

- выписать слова, в которых нет глухих согласных.

27. Моделирование.

Я предлагаю вам задание: составить рифмовку из данных слов для 4 класса. Работаем в группах. Время работы- 5 мин ,затем - обсуждение.

Абзац, акварель, агроном, аккуратно, аппетит, аппликация, аромат, автограф, баллон, баскетбол, беседка, биография, богатство, бутерброд, варежки, ветеран, волейбол, восток, галерея, гербарий, горизонт, двенадцать, диалог, дирижёр, долина, до свидания, искусство, железо, жонглёр, забава, забор, запад, застёжка, здравствуйте, земляника, изложение, кабинет, калитка, карикатура, картон, катушка, квартал, кенгуру, коллектив, колено, колея, колодец, командир, конституция, коридор, корреспондент, костюм, кроссворд, ладонь, легенда, макушка, медаль, мимоза, монолог, мотылёк, одиннадцать, однажды, озорник, орнамент, отчизна, парик, пейзаж, пингвин, пожалуйста, президент, профессия, путешествие, равнина, рюкзак, сарафан, сверкать, свитер, север, сегодня, сейчас, секрет, слева, солома, сочинение, справа, сувенир, таблетка, телеграмма, хозяин, фамилия, фиолетовый, финиш, фойе,  футбол, шестнадцать, шоссе, экипаж, экскурсия, электричество.

28. Слайд 27. (Ассоциативный мультфильм)

     Хочется с вами поделиться с очень интересным заданием, которое не только помогает в работе над правописанием словарных слов, но также развивает логическое мышление, речь и творческие способности. Это ассоциативный мультфильм. В чем суть задания? Дана «цепочка» словарных слов, необходимо составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался последовательно от слова к слову. Например, предложены  слова:  учитель, класс, ученики, альбом, пенал, карандаши, хорошо. Получился бы примерно такой рассказ: «Учитель вошел в класс. Ученики открыли альбомы.  Достали из пенала карандаши. Хорошо ребята рисовали на уроке».

Дети охотно защищают свои рассказы, оформляют их и собираем наши мультфильмы в отдельную папку.

Словарные слова мелькают снова и снова , интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и  мыслительную деятельность.

29. Слайд 28, 29,30,31,32

     Детство - лучшая пора в жизни человека. В глубине души каждый из нас остается ребенком и подсознательно хочет оставаться им как можно дольше. Поэтому, мы часто в памяти прокручиваем события раннего детства, которые на удивление помним очень ясно и отчетливо. Почему так происходит? Ответ прост: эмоционально-положительные моменты помнятся дольше, ярче, так как у детей лучше развита образная память.

И наша с вами, педагогов  задача, сделать так, чтобы трансформировать эту особенность детского восприятия на учебный процесс. Сделать так, чтобы процесс запоминания стал прочным, легким и доступным для всех учащихся.

30. Слайд 33. Заключение.

      Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся. 

Мастер-класс мы хотим закончить словами «Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.

31.Слайд 34.Спасибо за внимание

Пожелание. 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

.  .  .