Развитие творческой одаренности учащихся

Дата публикации: 2017-05-29 21:16:13
Статью разместил(а):
Косарева Наталия Николаевна

 Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, и детство - это  та пора, в которой они способны раскрыться и проявить свою индивидуальность.

 Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением образовательной политики нашей страны.

Внеурочная работа как раз и соответствует потребностям и возможностям этой категории учащихся и обеспечивает дальнейшее их развитие. Работа в лицейской газете развивает коммуникативные качества ребенка, развивает образное и логическое мышление;
способствует развитию творческих способностей подростков.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

В школьной газете ребята затрагивают  наиболее актуальные и волнующие подрастающее поколение вопросы, стремятся познакомить своих читателей с жизнью школы,  ответить на интересующие их вопросы, рассказать об интересных людях, о работе кружков, секций, дают информационные и познавательные материалы. Важнейшим направлением в газете является обращение к героико-патриотической теме.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Огромную роль в военно-патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют средства массовой информации.

            Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания – это издания особые.  Далекие по форме от совершенства они рассказывают о жизни школы, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная – просветительская, педагогическая и воспитательная.

Кружок   «Юный журналист» существует в МОУ лицее №2 более 11 лет. Лицеисты, занимаясь в кружке, выпускают свою школьную газету «Лицей - это мы», которая является победителем городских, областных и Всероссийских конкурсов.

Газета «Лицей - это мы» зарегистрирована в Реестре школьной прессы России под № 852 и имеет персональный штрих-код. Выходит ежемесячно в учебное время. Распространяется бесплатно в МОУ Лицее №2.

Газета, выпускаемая детьми, - это особая отрасль журналистики. Она опирается на законы и правила общей (взрослой журналистики),  учитывая в то же время специфику детского возраста. В коллективе юных журналистов есть свой главный редактор, журналисты, дизайнер-верстальщик, фотокорреспонденты, корректоры.

В кружке занимаются учащиеся 5-11 классов. Воспитанники включаются в реальный процесс социальной направленности, расширяют кругозор, способствующий интеллектуальному и личностному развитию.

Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях, о встречах с ветеранами и героями войны, юные журналисты учатся извлекать и отбирать  факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и воспитывает  чувство патриотизма.

        Например, статья Никиты Стародубова (выпуск № 52, 2011) тогда ученика 4 Г класса, о прадедушке Прозорове Андрее Тимофеевиче, который добровольцем ушел на фронт. Мальчик никогда не видел прадеда, но память семьи позволила донести ему в статье воспоминания о нем, которые так бережно хранила семья. В статье Петра Фадеева «И мой прадед воевал» (выпуск № 52, 2011) звучит гордость за то, что и в его семье были герои, которые приближали Победу: «Моего прадеда призвали в августе 1941 года. После обучения в Ташкенте он отправился на фронт. Зимой 1942 года фашисты подошли к Сталинграду. Армия, в которой воевал мой прадед, начала оборону города. В жестоких уличных боях Лобов Борис Иванович был ранен. Бои, проходившие  в Сталинграде, он запомнил на всю жизнь». Анастасия Пилипенко так писала о своем прадеде: «Мой прадедушка Антонов Ни­колай Илларионович, 1906 года рождения, уроженец Ста­линграда, сразу по призыву ушёл на фронт, служил в пе­хотной дивизии. Прошёл всю Великую Отечественную во­йну, был удостоен множества наград. Это медаль "За победу над Германией 1941-1945 г.", медаль "За взятие Берлина", медаль "За взятие Будапешта", медаль "За освобождение Пра­ги". После окончания Вели­кой Отечественной не сразу нашел семью, а еще несколь­ко лет потратил на поиски жены и детей. Несмотря на то, что на его долю выпало много испытаний, впрочем, как и на каждого, кто пере­жил войну, Николай Илла­рионович до последних лет жизни посвящал себя семье и домашнему хозяйству. Мы гордимся своим дедушкой» (выпуск № 98, 2016 год). Шепелев Матвей, тогда ученик 5 А класса, никогда не видел своего прадеда, но знает о нем по рассказам бабушки: «Мой прадедушка воевал в зе­нитных войсках. Освобождал от фашистов не только тер­риторию родной страны, но и Польшу, Австрию, дошел до Берлина! Во время ожесто­ченных боев в Польше вместе с боевыми товарищами попал в окружение и почти месяц пробивались к советским во­йскам. За мужество Михаил Леонтьевич награжден орде­ном Красной Звезды, многими орденами и медалями. Вер­нулся с войны в конце 1945 года. Затем продолжил рабо­тать в колхозе. Он был добрым, мужественным и очень про­стым русским человеком, вы­растил и воспитал девять де­тей. Умер 6 марта 1980 года.

Я очень горжусь сво­им прадедушкой» ( выпуск № 98, 2015)

Наши журналисты занимаются не только исследованием и сбором материалов в своих семьях и семьях лицеистов, но и встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны. Две памятные встречи отражены в статье юных журналистов Ирины Куркиной и Маргариты Поповой (выпуск № 71, 2013). Живое общение с ветеранами открыло для ребят очень многое, и вопросы, заданные им, приблизили молодое поколение к пониманию тех людей, кто воевал. Они интересны многим: «Мы покидали Екатерину Матвеевну с чувством вос­хищения. Пережив страш­ное время, она не потеряла оптимизма, интереса ко всему тому, что происходит в наше время, она активна и энергична в повседнев­ной жизни. Мы поняли, что люди, прошедшие во­йну, особые люди, и нам нужно равняться на них». В статье «Мы эту победу никогда не забудем» журналисты были потрясены гостеприимством ветеранов Василия Ивановича Матюшкова и его супруги Марины Андреевны: «Заканчивая нашу бесе­ду, мы задали Василию Ивановичу вопрос о том, что бы он хотел пожелать нынешнему поколению, и он сказал: «В первую очередь - это дисципли­на, ведь с нее все и начи­нается, ну и, конечно же, упорство и трудолюбие. Мы уходили из этой семьи наполненные каким-то жизнелюби­ем и оптимизмом. Мы ощутили гордость за таких людей, которые могут по-настоящему воевать, жить, любить. И мы уходили с со­жалением, что та­ких людей становится все меньше и меньше».

В процессе работы над школьным изданием формируется чувство любви к родине. Традиции общения к теме патриотизма продолжаются. Так, в рубрике «Чтобы помнили» (статья «История моей семьи») эстафету подхватили пятиклассники, которые отобрали факты военной биографии своих прадедов  и изложили их в своих статьях. Эти простые материалы  в школьной газете воздействуют на читателя гораздо сильнее, чем статьи в других глянцевых изданиях. Ведь они написаны «своими» и о «своем». Екатерина Пеньшина,   журналист  нашей газеты, взяла интервью у своего деда, Алексея Васильевича Пеньшина. Она задавала ему разнообразные вопросы о его жизни, пребывании в концлагере, послевоенном времени. Заканчивает она свое интервью словами деда: «В моей жизни были и горести, и радости, но прожил я ее достойно и теперь спокойно «от­дыхаю» на пенсии. Хочу пожелать вам, молодые потомки, чтобы вы не испытали тех лишений, которые перенесло наше поколение, чтобы сегод­няшнее изобилие вас не испортило. Живите для людей, а не только в свое удовольствие. Ведь сча­стье можно найти в се­мье, где каждый будет заботиться друг о друге!» (выпуск № 98, 2016)

Конечно, в школьной газете публикуются и материалы не только о ветеранах Великой Отечественной войны, но и о тех, кто пережил войну в Сталинграде и продолжает вести большую общественную работу.

Людмила Семеновна Поцелуйко про­работала учителем рус­ского языка и литературы   в лицее № 2 много лет. Ее внук, Поцелуйко Алексей, написал о бабушке статью «Сталинградское детство», в которой рассказал о страшных военных годах: «Бабушка рассказывала о страшных днях 1942-1943 годов: «Мы с моей под­ружкой Зоей играли в ку­клы. А когда слышали зву­ки бомбежки, то прятали свои сокровища в самое укромное место и сами прятались в бомбоубежи­ще. Бомбежки происхо­дили почти каждый день, поэтому мы все время бо­ялись, что снаряд попадет в игрушки. Моя бабушка Даша жила недалеко от нас. Однажды мы приш­ли к ее домику, а вместо него нашли развалины со следами взрыва. Со­седки сказали, что в дом попал снаряд, я все кри­чала: «Где моя любимая бабушка?» Соседки с ма­мой похоронили бабушку в саду. После войны мы посадили на том месте яблоньку. Яблочки на ней выросли хоть и некруп­ные, но очень вкусные» ( выпуск № 89, 2015)

          Интервью с Галиной Георгиевной Ганюк (выпуск № 89, 2015) опубликован под названием «Человек особой породы». На вопрос «Откуда Вы берете силы?», Галина Георгиевна ответила: «Мои частые встречи с ребятами подпиты­вают меня и придают силы. В лицее №2 я бываю на различных мероприятиях, кон­курсах, и мне нравит­ся, как ребята про­никновенно относятся к памяти о страшных событиях, сохраняют память о людях, пере­живших войну. А это значит, наша работа, жизнь не прошли да­ром, и будущее на­шей страны находится в надежных руках».

Важным направлением в работе лицейской газеты является освещение всех мероприятий, которые проходят в лицее в рамках героико –патриотического воспитания. Традиционно мы пишем о следующих мероприятиях: Муза в солдатской шинели, Сталинградские окна, Парад потомков и другие. На каждом мероприятии присутствуют лицейские журналисты, которые впоследствии и освещают события своими глазами.

  Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.