Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нравственно-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2017-10-28 07:20:33
Статью разместил(а):
Власова Яна Павловна

Мастер – класс

"Нравственно-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством технологии игрового тренинга"

Автор: Власова Яна Павловна

(МБДОУ № 16, г. Краснотурьинск)

Цель:  формирование у педагогов умения применять игровые тренинги в работе по нравственно – правовому воспитанию дошкольников.

1.  Задачи нравственного воспитания дошкольников являются, по – моему мнению, самыми значимыми в работе любой образовательной организации, так как даже самому интеллектуально развитому ребенку, у которого не сформированы нравственные ценности и навыки нравственного поведения будет очень сложно социализироваться в обществе, наладить добрые взаимоотношения с окружающими людьми, быть толерантным по отношению к людям разных национальностей и разного социального статуса, или отличающихся от него какими – либо физическими возможностями.

    Важность целенаправленной работы по данному направлению подтверждается современной государственной политикой РФ в области развития образования. В законе РФ об образовании говорится  о создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. ФГОС ДО нацеливает педагогов на работу по  формированию у детей нравственных ценностей, успешной социализации каждого ребенка, на необходимость объединения процессов воспитания и обучения дошкольников в единый процесс.

Изучая запрос родителей на образовательные услуги в детском саду посредством анкетирования, было выявлено, что необходимость нравственного воспитания детей они считают одним из важнейших.

Ориентируясь на современные требования к системе дошкольного образования и труды   А. Н. Леонтьева, который является основателем  деятельностного подхода,  («Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками» А.Н. Леонтьев) в работе с детьми, мною было принято решение подобрать технологию, которая вызовет у детей наибольший эмоциональный интерес и будет соответствовать основному виду деятельности детей дошкольного возраста, то есть - игре.

   Очень интересной и выполняющей требование о необходимости соответствия форм и методов работы специфике детского развития в дошкольном детстве мне представляется технология игрового тренинга. За основу работы с детьми своей группы я взяла технологию игрового тренинга Надежды Леонидовны Кряжевой, которые направлены на формирование межличностных отношений в группе дошкольников. Большинство из тренингов, предложенных Кряжевой Н.Л. очень хорошо сочетаются с задачами правового воспитания. В ходе тренинга в процессе игровой деятельности у детей развивается умение относить свои поступки и поступки других к хорошим или плохим (т.е. понимать ценность того или иного поступка), прислушиваться друг к другу и понимать друг друга, умение контролировать свое поведение и управлять им и др.

Игровые тренинги помогают  мне в предотвращении негативных проявлениях в межличностных отношениях детей в группе (отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, некорректные высказывания, поступки,  ссоры), способствуют развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу и др. А самое главное в процессе игровой деятельности у детей формируются навыки нравственного поведения. 

Примерная структура игровых тренингов  следующая:

- Разминка. Это могут быть упражнения, способствующие созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, способствующие активизации ребят, (разминки могут повторяться от занятия к занятию, более того, они могут стать ритуалом начала каждого занятия).

- Основное содержание. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

- Рефлексия, то есть обсуждение, в ходе которого ребята  делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями.

Предлагаю для разминки упражнение «Аплодисменты по кругу».  Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Как вы считаете, какое настроение будет у ребят после такой разминки? Поэтому предлагаю вам попробовать использовать такое упражнение в своей работе.

1. Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано в паспорте и во всех других документах. И для вас не будет новостью, если я скажу, что часто не только дети, но и взрослые забывают об этом, придумывают клички, прозвища, называют друг друга по фамилии. Именно поэтому я познакомила детей с правом «Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства» (Статья 7.) Помимо познавательного насыщения - зачем нам имя, зачем люди дают друг другу имена, с помощью игровых тренингов старалась довести до сознания детей идею значимости, неповторимости имени, уникальности каждого человека. Это тренинги:

«Ласковое имя»:  цель данного упражнения - акцентирование внимания на каждом участнике, на его имени, поднятие самооценки детей. Каждый участник придумывает прилагательное, начинающееся с первой буквы имени своего соседа (Татьяна – талантливая).

«Красивые слова»: необходимо произнести и услышать имена всех частников, по возможности сразу же запомнить. Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет-прилагательное, (например: «Я - веселый Миша»). Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («это – весёлый Миша, а я умная Катя»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее по кругу.

«Фотоальбом»: Представьте себе, что вы пришли в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом. Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения...

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там — моя фотография. Теперь ему придется сначала повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя+движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.

Обсуждение:

- Почему для человека так важен звук собственного имени?  (Потому что у человека подсознательно появляется мысль о доверии, уважении ("называет меня по имени - значит, доброжелательно ко мне относится"). Само имя имеет для каждого свою огромную ценность, представляет из себя индивидуальность, отличие от других, выделение из толпы. Даже древние считали, что тот, кто знает и называет имя человека, может этим человеком управлять.)

- Чьи движения вам запомнились и почему?

- Мы с вами просмотрели замечательный фотоальбом с красивыми фотографиями, понравился он вам?

Упражнение «Маленькое привидение»:

Цель: научить выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук У-у-у. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить У-у-у, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить (затем хлопает в ладоши). Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем педагогами.

2. Знакома ли вам статья 12 Конвенции о правах детей «Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка»? 

Предлагаю поиграть вам игру «Связующая нить», а цель данного упражнения вы определите сами.

 Участники становятся в круг. У меня в руках клубочек. Будем бросать клубочек друг другу, и рассказывать о себе (о своих страхах, предпочтениях) при этом обматываем нитку вокруг пальца. Ведущий, держа в руках клубок, наматывает на палец ниточку и говорит, что он любит, или не любит, чего боится и так далее и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, наматывает ниточку и рассказывает о себе,  передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.

Обсуждение:

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какие задачи помогает решить данное упражнение?

Таким образом, используя данный тренинг в своей работе, вы можете решить сразу несколько задач: развитие у детей умения высказывать свое мнение, формулировать свои ощущения, а также сплочение коллектива, возможность почувствовать себя одним целым, возможность узнать друг о друге: страхи, предпочтение; возможность воспитателю больше узнать своих детей.

3. При знакомстве с «Правом детей инвалидов на особую заботу», помимо познавательного насыщения, ребята, в ходе тренинга «Слепой и поводырь» смогли почувствовать, что испытывает человек, не имеющий возможности видеть. Данный тренинг формирует чувство сострадания, эмпатии и эмоциональной отзывчивости.  

 

      Педагог создает условия для формирования у дошкольника опыта нравственно - правовой культуры и поведения. И от нас с вами зависит результат развития личностных качеств ребенка в ходе целенаправленного  нравственно – патриотического воспитания детей  в  разных  формах  детской  деятельности, основной из которых является игра, поэтому советую использовать в своей работе игровые тренинги.

.  .  .