Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс «По страницам экологических сказок»

Дата публикации: 2017-10-16 15:51:45
Статью разместил(а):
Даровских Татьяна Юрьевна

Мастер-класс «По страницам экологических сказок»

Автор: Даровских Татьяна Юрьевна

(Воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/сада ОРВ №3 г. Уржума Кировской области)

 

Музыка:

Душа ребёнка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок –

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!

Сегодня я покажу мастер – класс, тема которого «По страницам экологических сказок», игру с дошкольниками. Именно игра посредством экологической сказки позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь воспитанника в активное освоение окружающего мира, формирует любовь к природе, желание заботиться о ней, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

1 сказка:

Давным-давно было на нашей планете три царства - государства: царство Воздуха, правил в нем Ветер; в царстве Воды властвовала царица Волна; а царством Земли управляла царица Почва. Жили они дружно, но однажды зашел между ними спор.

Что важнее воздух, земля или вода? Аргументируйте ваши ответы.

-Я, -сказал Ветер, -главней и сильней вас! Захочу-устрою на море шторм, а на Земле закручу бурю-ураган.

-Ну уж нет! -возразила Царица Волна. -Я своей водой, если захочу, затоплю все вокруг. Ведь в моей власти и дожди, и моря-океаны, и реки, и озера!

-Не спорьте! О чем спорить, если и так ясно, что я самая главная! -уверенно сказала царица Почва.

-Без меня ничего живого не было бы.

Так спорили они, забыв обо всем на свете. Застыли в безмолвии реки, не дул ветерок, земля не родила щедрый урожай. Мрачно и тихо стало на планете. Спорили они долго, но к согласию прийти так и не смогли.

А мерилом спора стало Солнышко.

Вышло оно на небосклон, осветило ласковыми лучами все вокруг, согрело воздух и воду. В воде появилась рыба, водоросли; а часть воды испарилась и превратилась в облака. Ветер собрал облака в тучу. Дождь смочил землю, выросли на земле трава и цветы; появились бабочки, птицы, звери и люди.

Веселой и красивой стала наша планета. Воздух, Вода, Почва и Солнце поняли, что для жизни на Земле каждый из них важен!

Всему живому нужны вода, земля, и воздух, и солнце.

При работе с живой и неживой природой помогают  мнемотехнические экраны, которые состоят из 6 подвижных кубиков, 4-х граней по разделам: животные, птицы, растительность, деятельность человека.

Работа с экранами подразумевает в  парах.

Перед Вами карточки с вопросами- 1 подгруппа зачитает 1-й вопрос.

Задания команде №1 .

1. Найдите только птиц, какая птица лишняя (страус, она не летает),

2. Найдите только насекомых, какое насекомое лишнее (гусеница, она летать не может)

3. Что может человек сделать для того, чтобы воздух был чистый.

Задание команде №2

1. Найдите только млекопитающих, что лишнее (кит, живёт в воде)

2. Найди растения, что лишнее (все деревья, цветок лишний)

3. Что может человек сделать для того, чтобы сохранить землю чистой.

Задание команде №3

1. Найдите только рыб, что лишнее (акула, рыба, которая живёт в море)

2. Найди морских обитателей, но нет рыб, что лишнее в ряду (водоросли, относятся к морским растениям).

3. Что может человек сделать для того, чтобы сохранить водоёмы чистыми.

 

При ознакомлении детей с неживой природой  использую три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Широко использую опыты и эксперименты, которые  помогают учитывать индивидуальные  особенности ребенка в области познания. Используемые приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

 

Что радует каждого человека? (короткие ответы)

- Солнечная погода, грибной дождь, тихо падающий снег.

- Птицы, цветы, бабочки, ёжик, рыбки в речке или аквариуме.

- Закаты, восходы, лунная ночь, весенние ручьи, запах мороза и талого снега…аромат леса.

 

2 сказка. Именно о лесе наша новая сказка….

Жил -  был Лес. Всё ладно было в нём, всё устроено по природному: среди его жителей не было ни плохих, ни хороших – все были важные и очень нужные лесу. Все они находили в лесу дом, еду и друзей.

Однажды в Лесу зазвучали звонкие голоса птиц. Каждая птичка хотела рассказать свою интересную историю о себе, о лесной жизни с помощью экологических знаков.

Перед вами перфокарты "Птицы", при работе с ними вы должны  рассказать о  среде обитании и о разновидности птиц.  Свои ответы поместите в окошки.

(работа с перфокартой)

За правильное выполненное задание по перфокарте вы получите птичку. ( На птичке, с обратной стороны  схема рассказа  о птице).

Цель пособия - закрепление знаний о живой природе и экологических знаках.

 Перфокарты  универсальны: закрепляется знание зимующих и перелётных птиц, домашних и диких, водоплавающих и питающихся насекомыми. Перфокарты изготовлены и по другим разделам живой природы: животные, насекомые, растения.

Игра со зрителями:

-Может ли страус назвать себя птицей? (нет, потому что говорить не умеет)

-Эта птица несёт яйца, но не высиживает их. (кукушка)

-Как сорвать ветку не вспугнув птицу? (подождать пока улетит)

-Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

-Почему птицы летают? (по воздуху)

- На какое дерево садится птица после дождя? ( на сырое)

 

Чего нельзя у нас отнять, как бы не хотели нас наказать, обидеть?

- Неба над головой, землю под ногами.

- Речку, лес, море, горы.

- Радость, что мы живём.

Кто обязательно ответит вам за любовь?

- Живые существа – растения, животные, которые одним своим присутствием украшают этот мир.

   

Третьим и немаловажным направлением в своей деятельности  я считаю формирование желания оберегать и охранять природу; способствовать самостоятельному составлению правила поведения человека в Природе.. И следующая моя сказка об Экологишке.

 

3 сказка:  Сказка об Экологишке.

 И было это недавно, и случилась эта история совсем с необычной девочкой, которую мама ласково звала Экологишкой. А мама у Экологишки была очень красивой и очень доброй. Ее  имя вы узнаете, когда выполните задание.

  Так вот маленькая девочка Экологишка была очень любознательной и шустрой девочкой! Она иногда совершала необдуманные ошибки  попадала в разные  не очень приятные истории. Предлагаю помочь Экологишке исправить все ошибки поведения в природе.

Предлагаю участникам   изготовить и назвать природоохранный знак.

И для Вас у меня заготовлены интересные вопросы:

-Какая птица по дереву спускается вниз головой? (поползень)

-У какой птицы крепкий клюв и длинный язык? (дятел)

-Какая птица является символом мира на земле? (голубь)

-Какой город носит название птицы? (Орёл)

-Какая птица хорошо видит ночью? (сова)

-Какая птица достаёт себе корм в воде? (утка)

-Эти птицы выводят птенцов зимой? (клёст)

-Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

А сейчас я предлагаю педагогам выйти и показать природоохранные знаки.                                                                                                         

- Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда сумеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

 

 Сейчас мы узнаем имя  мамы Экологишки  ПРИРОДА.

 

Природа учит человека

С помощью волшебного клубочка ответьте на этот вопрос?

мудрости, терпению, труду, справедливости,  чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.

 

Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. Подарите улыбку друг другу.

.  .  .