Развитие зрительно-моторной координации у детей с частичной потерей зрения
Мастер-класс
«Развитие зрительно-моторной координации у детей с частичной потерей зрения»
Авторы: Шибаршина Татьяна Александровна и Салеева Ольга Николаевна
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
В нашей группе дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва.
Поэтому, работая с такими детьми, возникла идея применения пособия "Прозрачное чудо". Прозрачный мольберт - это устойчивая деревянная рама с толстым стеклом, который представляет собой замечательный тренажер для детей с патологией зрения. Низкая острота зрения у детей побуждают их наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки. Работая на вертикальной плоскости мольберта, можно предупредить возникновение вторичных нарушений. Выполняя работу со сменой поз - стоя, сидя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. В процессе работы ребенок раскрепощается, устраняются страхи, комплексы, развивается уверенность в себе и общительность.
В группе мы ведём кружок «Прозрачное чудо», в котором идёт приобщение детей к художественному творчеству на прозрачном мольберте через развитие зрительно-моторной координации посредством нетрадиционных техник рисования – это рисование кистью, пальцем или ладошкой, листьями, методом монотипии, пробками, зубной щёткой, рисунок с натуры, портрет человека напротив, аппликация плюс рисунок, поролоном, трафаретом, рисование кремом, точечные рисунки, рисуем двумя руками, по очереди, и другие. Нами была составлена рабочая программа, которая основывается на методических разработках Лыковой Ирины Александровны. Её методики и всем известные техники используются на листе, мы же их применили для прозрачного мольберта.
Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте и мы предлагаем вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки:
1.Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой... (кистью)
2.Что видно только ночью? (Звезды)
Просим выйти двоих, отгадавших загадки. Сейчас вы попробуете нарисовать ночное небо с помощью штампов из поролона. Наносим краску кистью на штампы и отпечатываем их на стекле.
Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу, но и не забывайте, что даже, если вам не понравилось, не получилось, всегда можно стереть и исправить.
Пока участники рисуют, предлагаем коллегам снова отгадать загадки:
1.В воде мы живём
Без воды мы пропадём
(Рыбки)
2.Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нём.
Даже рыбка золотая
В нём живёт, забот не зная.
(Аквариум)
Просим выйти двоих, отгадавших загадки. А сейчас мы немного усложним задание, вы будете рисовать аквариум, рыбок, но один рисует ватными палочками путём точечного нанесения, а другой обводит по контуру маркером рисунок, прикреплённый на мольберте, снимая его, разукрашивает полученное кистью.
В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребенку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности.
В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.
А сейчас мы с вами воспользуемся методом монотипии, сделаем отпечаток своего рисунка. Нужно взять лист бумаги и прислонить к стеклу, на нём отпечатается ваш рисунок, который вы можете взять на память. Если краска подсохла нужно немного сбрызнуть водой.
Как вы думаете, как можно ещё, по вашему мнению, использовать прозрачный мольберт, в каких образовательных областях?
Пособие многофункционально, его можно использовать и в других образовательных областях (например: на развитии речи - рассказ о нарисованном, познание - счёт нарисованных предметов и ориентировка в пространстве и т.д.)