Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через подвижные игры

Дата публикации: 2019-12-09 12:18:20
Статью разместил(а):
Новикова Татьяна Александровна

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через подвижные игры»

Автор: Новикова Татьяна Александровна

 

Цель: Систематизировать представления родителей о подвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить родителей с некоторыми подвижными играми.

2. Закрепить знания участников мастера-класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса

Материалы:  мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры.

 

Участники мастер-класса приглашаются занять свои места. 

Добрый день, уважаемые  родители и коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного   возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Подвижная игра - это одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них воспитывается  желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Несомненна роль подвижной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Игры несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

В своей работе при проведении подвижных игр я  учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Ехал Лунтик  на тележке,

раздавал он всем орешки.

Кому - два, кому - три,

а водящим будешь ты.

На золотом крыльце сидели

 Царь-царевич, король –королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой?

В старшем дошкольном возрасте можно  использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, использую  подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, учитывая физические данные детей.

Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».

С детьми старшего дошкольного возраста  я провожу подвижные  игры «Пустое место», «Золотые ворота», «Ловишка», «Удочка», «Догонялки» «Меткий стрелок» , «Горячий мяч»,«Краски»,«Затейники»,«Мы веселые ребята»,«Колечко», «Кто позвал?»,«Телефон».

Я провожу  подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамической паузе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

 

Уважаемые  родители и коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья и  расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих детей?

(Участники мастер-класса выполняют задание)

А сейчас  мы с вами поиграем в подвижные игры.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке». 

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам. В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Цель: упражнять  детей выполнять прыжки на двух ногах на месте, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети сидят на стульях с одной стороны зала. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и проделывает упражнения с мячом. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспитатель приговаривает: «Мой веселый звонкий мяч,  ты куда пустился вскачь?  Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!» Затем он вызывает детей и предлагает им попрыгать вместе с мячом. Снова проделывает упражнения с мячом, сопровождая их чтением стихов. Закончив стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

«Удочка» (с прыжками)

Цель: упражнять  детей выполнять прыжки на двух ногах на месте , стараясь не наступить на «Удочку»

Ход игры:Дети становятся по кругу на не большом расстоянии друг от друга. В центре круга воспитатель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают вверх на месте, что бы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет делает шаг назад и временно выбывает из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Указание: конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против.

«Светофор»

Цель: Развивать у детей находчивость, ловкость; учить действовать по сигналу.

Ход игры: Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.

Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый – маршируют на месте.

Далее во время движения в колонне по одному в обход площадки (зала) упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, желтый – прыгают на носках , зеленый –.бегут.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

«Горячий мяч»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить бросать и ловить мяч.

Ход игры: дети сидят или стоят в кругу. Ведущий находится вне круга . Он бросает мяч игроку и закрывает глаза. Дети перебрасывают мяч друг другу, пытаясь скорее от него избавиться, как будто он и впрямь горячий. Ведущий командует «Мяч горяч !» 

Тот у кого в данный момент оказался мяч выбывает из игры. Игра прекращается, когда в кругу остается один человек. Этот игрок считается победителем.

«Затейники»

Цель: Развивать у детей находчивость, ловкость; упражнять в ходьбе по кругу, согласованности движений.

Ход игры: 

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,                          

Друг за другом                            

Мы идем за шагом шаг.

А теперь стоим на месте

Дружно   делаем…вот так.     

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

«Мотылек»

Цель: развивать умение красиво и плавно двигаться.

Ход игры:

Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком)

 Игра «У медведя во бору».

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, действовать совместно, использовать всю площадь зала.

На одной стороне зала проводится линия - это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг - место для медведя. На другой стороне комнаты за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит.

На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.

Игра «Жмурка».

Цель: Развивать координацию в пространстве. Учиться неподвижно стоять некоторое время.

Ход игры: Выбирается водящий – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а  жмурка выходит на середину круга. «Жмурке» завязывают глаза, поворачивают  его вокруг себя, приговаривая: «Где стоишь?»  - Жмурка :«На мосту», «Что ты пьешь?» Жмурка: «Квас»  «Лови мышек, а не нас». Игроки двигаются вокруг жмурки и хлопают в ладоши,  «Жмурка»  ловит их. Поймав,должен угадать, кто это. Тогда Жмурка становиться игроком, а пойманный ребенок – «Жмуркой».

Подвижная игра «Карусель».

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Ход игры: Играющие образуют круг. Играть можно просто взявшись за руки или со шнуром.Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево,держат шнур ,чтобы он был круглой формы и говорят такие слова : «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Дальше говорят слова:«Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила:  Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место.

«Летает – не летает»

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре –  водящий  или воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают. Называя предмет, водящий  поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д. Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.

Вариант: Игру можно проводить во время медленной ходьбы.

«Пятнашки»

Цель: Развивать ловкость и быстроту в беге.

Ход игры. Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более. обравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку," при этом его имя произносится во-все услышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно передает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

«Пустое место»

Цель: Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим.
Содержание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он проходит  мимо игроков , приговаривая «Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу. К одному я подойду и тихонько постучу.» С этими словами он одного из игроков стучит по плечу. Выбранный водящим игрок спрашивает «Кто там?» Водящий  называет свое имя.        Игрок: «Зачем пришел?»  Водящий «Давай наперегонки» Водящий и игрок встают спиной друг к другу и  быстро бегут в противоположные стороны. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Змейка»

Цель: Развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Содержание: Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

«Найди себе пару».

Описание: Флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу ищут себе пару.
В игре может принимать участие нечетное количество
детей, тогда один остается без пары. К нему дети будут
обращаться со словами:
«Ваня, Ваня не зевай,
Быстро пару выбирай».

Подвижная игра «Кого назвали, тот ловит мяч».

Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.

Игра «Дедушка Мазай»

Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Развитие воображения, смекалки. 

Дети идут в хороводе, а водящий сидит в центре на корточках. 

Дети. Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!

Мазай (потягивается). Здравствуйте, дети, где вы были, что делали?

Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

Кто-либо из желающих показывает действие, а остальные повторяют (расчесывается, умывается, играет на балалайке и т. п.). Мазай должен отгадать. Если отгадывает, то водящим становится тот, кто загадывал действие. 

Игра «Колечко» 

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру и произносят слова: « С нашего крылечка  покатилося колечко. Раз,два,три ты колечко поищи»  Затем водящий говорит: « я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: « я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Игра «Догони мяч».

Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:

«Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука. Что это за штука?

Хвать, хвать!

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи, тебе водить».

Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал дети начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.

И в заключение хочется сказать: 

Подвижные игры для детей  – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности. Их благоприятное воздействие на детский организм очевидно.

Я хочу поблагодарить участников мастер класса и  пожелать  успехов вам в нашем нелёгком труде !

 

Список литературы:

1. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год.

2. Ю.А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2006 год.

 

.  .  .