Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

ООД по ФЭМП "Поможем леснику"

Дата публикации: 2019-11-27 12:21:01
Статью разместил(а):
Чинаева Зиля Мансуровна

ООД по познавательному развитию (ФЭМП) с применением технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

«Поможем леснику»

Автор: Сахаутдинова М.Ф.

МАДОУ "Детский сад № 264", г. Уфа, Республика Башкортостан

                                                                                

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП).

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа.

Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра 0).

Образовательные задачи:

- сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

- тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 6 и соотносить цифры 1-6 с количеством; продолжать закреплять ориентировку в пространстве (справа, слева, перед, под, от, на);

- закрепить представление о длине и ширине предмета (длинная, короткая, узкая, широкая);

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Оборудование: деревья, грибы, шишки, орехи, макет дороги, игрушки (заяц, ёжик, белка, ворона), автобус (стулья, руль, кепка водителю)

Демонстрационный материал:

●  Карточки с цифрами 1-6.

●  Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 6 (по несколько штук).

●  Карточки-домики с разным количеством точек.

●  Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя.

●  Карточки с изображением животных и корма для них.

Раздаточный материал:

●  Карточки с разным количеством геометрических тел.

● Карточки-домики с разным количеством точек (по 1 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 6.

● Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 6 и три карточки с цифрой 0.

● Карточки с изображением животных и корма для них.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных и плоскостных геометрических фигур.

"Детская цель" - помочь леснику подготовиться к зиме.

Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель:

1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические фигуры , умение считать до 6 и соотносить цифры 1-6 с количеством.

4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 1-6 к заданию 2.1

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 6 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Раздаточный материал:

Карточки с разными геометрическими фигурами к заданию 2.1.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 1 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 6 к заданию 2.2.

Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 6 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2.

Ход занятия

1. Психогимнастика:

Давайте создадим друг-другу хорошее настроение: (дети берутся за руки в кругу)

Здравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.

Здравствуй мой носик - пип, пип, пип.

Здравствуйте, дети - Здравствуйте (широко разводят руки)

1.1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу?

А что вы там делали?

Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?

Что происходит птицами осенью?

Как называют птиц которые улетают в тёплые края?

А вы могли бы назвать птиц которые остаются зимовать? (вороны, синицы, голуби, снегири, воробьи)

Как можно назвать одним словом этих птиц?

Как меняется жизнь животных зимой? (ответы детей)

Ребята, к нам за помощью обратился лесник. Кто такой лесник?

Как по другому можно назвать лесника? (Егерь)

У лесника осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес к леснику и помочь ему? А сможете?

А как?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Покупка билетов».

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 6, закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.

А как мы доберемся до леса?

Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на автобусе.

Что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус? (Купить билет).

Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисованы разные геометрические фигуры и тела. Автобус построен из стульев, на которых наклеены такие же геометрические фигуры.

Дети должны занять свое место в соответствии с фигурой на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты.

Когда билеты проверены, автобус отправляется в путь.

2.2. Игра «Домики для птичек».

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

Дети вышли из автобуса.

Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой осеннего леса, вдохнуть прохладный свежий воздух.

Посмотрите, в лес ведут две дороги.

Одна дорога какая? (длинная и узкая).

А другая? (короткая и широкая)

Вы смогли бы определить, по какой дороге, нам быстрее попасть на полянку леса? (ответы детей)

(Включается аудиозапись «Звуки леса»

Дети идут по короткой дороге.

Воспитатель сообщает, что ему только что позвонил лесник, извинился, что не может встретить, и передал вот такую просьбу. Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в специальных домиках. Лесник просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы он мог точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки (возможны различные варианты).

Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько птичек живет в домике, и на крыше «напишу» нужную цифру). Дети выполняют задание.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

Смогли мы помочь леснику и подписать все домики? (Не смогли)

Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по лесу, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.

Дети выходят на ковёр и гуляют там.

Ребята! Посмотрите, какая пушистая ёлка и пестрая березка.

А как вы думаете, где стоит березка? (справа от ёлки)

А где растут грибочки? (под ёлкой).

А этот куст где стоит? (перед ёлкой).

А видите зайца? Где он спрятался? (слева от ёлки)

А куда забралась белка? (на ёлку)

Откуда идёт ёжик? (от ёлки)

Где сидит ворона? (под ёлкой)

Воспитатель восторженно говорит:

Смотрите ребята, сколько грибов кругом, собирайте грибы и несите мне в мешок. Смотрите сколько орехов на деревьях, рвите их и несите мне в мешок.

Погуляли, и урожай собрали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка «На полянке зайки танцевали».

Ой, ребята, а мешок-то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в мешке дырка). Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке (ноль грибов, сколько орехов мы принесли в дырявом мешке (ноль орехов).

Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке? (Дети показывают пальцами дырку). Ничего, зашьём дырку.

Отдохнули? А теперь давайте попробуем написать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

Получилось? А теперь проверим себя. Воспитатель читает стихотворение.

Ноль похож на колобок,

Он пузат и круглобок,

На него похожа кошка,

Если сложится в клубок.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.

Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что лесник очень благодарен им, и теперь зимой он сможет правильно раздать птичкам корм.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1. Игра «Покорми зверей».

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

Воспитатель предлагает рассмотреть им картинку и рассказывает, что лесник просит помочь разложить корм животным. Сначала нужно положить морковку для зайцев, потом кубики соли для лосей и в конце орешки для белочки.

Воспитатель просит сосчитать морковки, кубики соли и орешки и соединить с соответствующим числом. Сколько морковок осталось? (ни одной, ноль). Сколько кубиков соли осталось? (ни одного, ноль). Сколько орешков осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что лесник очень благодарен им.

Ну а теперь нам пора возвращаться с детский сад.

5.2. Игра «Напиши записку».

Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

Дети, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть о чем рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы запишем это цифрами и картинками.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

«Сегодня в лесу я встретил 3 синички и 4 воробья, собрал 6 грибов и 5 орехов, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

Если позволяет время, можно предложить детям составить свой рассказ и прочитать его.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

Дети, где мы сегодня побывали?

Кому нам удалось помочь?

Чем помогли леснику?

Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать домики для птичек, разложить корм для зверей и написать записку на память, потому что мы узнали как записывается число 0).

 

.  .  .