Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД "Незнайка в беде"

Дата публикации: 2019-09-28 10:34:53
Статью разместил(а):
Бельтюкова Юлия Александровна

Конспект итоговой НОД по образовательной области «Речевое развитие»

«Незнайка в беде»

Автор: Бельтюкова Юлия Александровна

 

Цель: Закрепить знания и умения детей по обучению грамоте, полученные в течение года. 

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать навыки звукового анализа слов; умение различать гласные звуки, согласные – твёрдые и мягкие звуки;

- определять место звука в слове;

- определять ударный звук.

Развивающие:

- закреплять умение делить слова на слоги, определяя количество слогов;

- упражнять в умении составлять предложение с заданным словом, изображать схематично;

- формировать умение подбирать слова определённой звуковой структуры;

- развивать внимание, память, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

- создать хорошее настроение;

- воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы. 

Формы работы с детьми: загадка, сюрпризный момент, звуковой анализ слова КНИГА, д/и «Назови ударный звук в слове», звуковой анализ слова ЛУНА, физкультминутка, д/и «Назови слово», игровое упражнение «Составь предложение», итог занятия. 

Словарная работа: активизировать в речи слова звук, гласный, согласный, твёрдый согласный, мягкий согласный, ударный звук, слог, слово, предложение. 

Индивидуальная работа: упражнять Таню С. в проведении звукового анализа слова.

Подготовка воспитателя:

А) Литература: Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /  Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная пресса, 2004.

В) Материал и оборудование: конверт с письмом, карточки с заданиями, магниты, фишки, указка, мел, мяч, картинки с героями.

Раздаточный материал: фишки в баночках, карточки-схемы с четырьмя и пятью клетками, листы бумаги, простые карандаши, указки (счётные палочки).

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Подойдите ко мне.

Ход НОД

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Все в Цветочном городишке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Беззаботного …  

Дети:  Незнайку!

Воспитатель: Мы целый год с вами читаем одно очень интересное произведение, как оно называется?

Дети: «Приключение Незнайки и его друзей».

Воспитатель: А кто автор этого произведения?

Дети: Николай Носов.

Воспитатель: Молодцы, запомнили! Мы остановились на том, как Незнайка и его друг Пончик совершили космическое путешествие на …

Дети: Луну.

Воспитатель: Так вот, сегодня утром я на своём столе обнаружила письмо, угадайте от кого? От Незнайки! Послушайте, я зачитаю: «Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, я на Луне. Лунные жители оказались совсем неприветливыми, грубыми и жадными. Поэтому мне больше не хочется оставаться на Луне. Я хочу скорее найти своего друга Пончика и вернуться на Землю. Но чтобы вернуться домой надо построить ракету. Мне одному не справиться. А лунные жители не хотят мне помогать просто так, за работу они просят лунные деньги – фертинги, а у меня их нет. Но я познакомился с лунным учёным, его зовут Грамматик. Грамматик обещал мне помочь, если я выполню его задания. Но вы же знаете, что я не хотел учиться. Я только бегал, играл и веселился. Простите меня за то, что я ничего не знаю, и помогите мне, пожалуйста, я очень хочу домой. Я обещаю, что, когда вернусь домой, попрошу, чтобы Знайка меня всему научил.

Ваш друг Незнайка.»

Ну что, ребята, будем помогать Незнайке, или пусть остаётся на Луне?

Дети: Будем помогать!

Воспитатель: Тогда вам надо постараться, иначе Незнайка и вправду навсегда останется на Луне. Ну, давайте посмотрим, какие задания придумал учёный Грамматик. Вы же весь год чему-то учились, занимались, я думаю справитесь с любыми заданиями (достаю из конверта задания).

Задание №1

Послушайте загадку:  «У сосны и елки — листики-иголки. На каких листочках растут слова и строчки?» (на страницах книги)

Если дети затрудняются, подсказываю: Этим у Знайки вся комната забита.

Дети: Книги.

Воспитатель: Правильно, это книги.

А теперь послушайте задание Грамматика: «Выполнить звуковой анализ слова КНИГА»

Подумайте, сосчитайте, сколько звуков в слове КНИГА и возьмите соответствующую схему. Приступайте к работе.

Сначала дети разбирают слово самостоятельно, затем вызываю ребёнка разобрать слово у доски.

У доски слово будет разбирать Катя Г.

Катя: В слове КНИГА пять звуков.

Первый звук [К] – это твёрдый согласный звук, обозначаем его синей фишкой.

Второй звук [Н/] – это мягкий согласный звук, обозначаем его зелёной фишкой.

Третий звук [И] – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

Четвёртый звук [Г] – это твёрдый согласный звук, обозначаем его синей фишкой.

Пятый звук [А] – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

Воспитатель: Молодец, Катя!

А теперь ответьте на вопросы: сколько звуков в слове КНИГА?

Дети:  В слове КНИГА пять звуков.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове КНИГА?

Дети: В слове КНИГА три согласных звука.

Воспитатель: Назовите первый согласный звук.

Дети: Первый согласный звук - [К].

Воспитатель: Назовите второй согласный звук.

Дети: Второй согласный звук - [Н/].

Воспитатель: Назовите третий согласный звук.

Дети: Третий согласный звук - [Г].

Воспитатель: Сколько твёрдых согласных звуков в слове КНИГА?

Дети: В слове КНИГА два твёрдых согласных звука.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: [К],[Г].

Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков в слове КНИГА?

Восп-ль: Назовите их.

Дети: В слове КНИГА один мягкий согласный звук.

Дети: [Н/].

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове КНИГА?

Дети: В слове КНИГА два гласных звука.

Воспитатель: Назовите первый гласный звук.

Дети: Первый гласный звук - [И].

Воспитатель: Назовите второй гласный звук.

Дети: Второй гласный звук - [А].

Воспитатель: Сколько слогов в слове КНИГА?

Дети: В слове КНИГА два слога.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: КНИ – ГА. Первый слог – КНИ, второй слог – ГА. 

Воспитатель: Лиза пойдёт к доске и определит ударный звук в слове КНИГА.

Лиза: Кни/га, ударный гласный звук [И].

Воспитатель: Молодец, Лиза!

А теперь вставайте в круг, поиграем в игру «Назови ударный звук в слове».  Я произношу слово и бросаю мяч. Вы определяете ударный звук в слове и возращаете мне мяч:

Кровать

Окно

Потолок

Лампа

Ковёр

Доска

Цветок

Кухня

Машина

Кукла

Игра

Девочка

Мальчик

Фишка

Указка

Ракета

Незнайка

Пончик.

Молодцы!

Задание №2

Ещё одна загадка, отгадайте:

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звёзд всегда одна. Что это?»

Дети: Луна.

Воспитатель: Правильно! Сядьте на свои места. Задание: разобрать слово ЛУНА по составу. Подумайте, сколько звуков в слове, возьмите подходящую схему, и приступайте к работе самостоятельно (дети разбирают слово по составу, я провожу индивидуальную работу).

Воспитатель: Закончили работу, немного отдохнём. Встаньте на ноги.

Физкультминутка:

Раз, два – стоит ракета (руки вытянуты вверх)

Три, четыре – самолёт (руки в стороны)

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт (шаг на месте)

Раз, два, три, четыре (хлопок в ладоши)

Руки выше, плечи шире (руки вверх, вниз)

Раз, два, три, четыре (хлопок в ладоши)

И на месте походили.

Задание №3

Следующее задание – игра «Назови слово».

Разделимся на две команды: 1-ый ряд – одна команда, 2-ой ряд – вторая команда. Задание: нужно составить слово по схеме (показываю схемы для каждой команды, разбираем их).

1-ая схема для первой команды (синяя, красная, синяя фишки).

Дети 1-ой команды: Первый звук твёрдый согласный, второй – гласный, третий – твёрдый согласный.

2-ая схема для второй команды (зелёная, красная, синяя, красная фишки). 

Дети 2-ой команды: Первый звук – мягкий согласный, второй – гласный, третий – твёрдый согласный, четвёртый – гласный.

Восп-ль: За каждое слово команда получает фишки, у кого окажется больше, та команда и побеждает.

Дети называют слова, затем схемы меняю.

Молодцы! Сосчитаем фишки (объявляю команду – победителя). А теперь одна команда называет слова со звуком [С] в начале слова, а другая команда со звуком [С]. 

Задание № 4 «Предложение».

Ребята, что Незнайка и Пончик привезли с собой на Луну? Что осталось в ракете?

Дети: Семена растений.

Воспитатель: В задании написано: «Нужно составить предложения со словом ДРУГ, и записать схему этого предложения».

Дети: (пример) Незнайка – друг Пончика. В предложении три слова. Первое слово НЕЗНАЙКА, второе ДРУГ, третье слово ПОНЧИКА. |__ __ __ .

Дети составляют 2-3 предложения, записывают схему на листочках, один ребёнок записывает на доске.      

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы выполнили все задания господина Грамматика. Я сегодня же отправлю задания Незнайке. А какие задания-то были, давайте вспомним и назовём. На память Незнайка выслал фотографии свою и Пончика (каждая команда получает картинки).

Итог занятия.

 

.  .  .