Конспект НОД "Незнайка в беде"
Конспект итоговой НОД по образовательной области «Речевое развитие»
«Незнайка в беде»
Автор: Бельтюкова Юлия Александровна
Цель: Закрепить знания и умения детей по обучению грамоте, полученные в течение года.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать навыки звукового анализа слов; умение различать гласные звуки, согласные – твёрдые и мягкие звуки;
- определять место звука в слове;
- определять ударный звук.
Развивающие:
- закреплять умение делить слова на слоги, определяя количество слогов;
- упражнять в умении составлять предложение с заданным словом, изображать схематично;
- формировать умение подбирать слова определённой звуковой структуры;
- развивать внимание, память, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
- создать хорошее настроение;
- воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Формы работы с детьми: загадка, сюрпризный момент, звуковой анализ слова КНИГА, д/и «Назови ударный звук в слове», звуковой анализ слова ЛУНА, физкультминутка, д/и «Назови слово», игровое упражнение «Составь предложение», итог занятия.
Словарная работа: активизировать в речи слова звук, гласный, согласный, твёрдый согласный, мягкий согласный, ударный звук, слог, слово, предложение.
Индивидуальная работа: упражнять Таню С. в проведении звукового анализа слова.
Подготовка воспитателя:
А) Литература: Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная пресса, 2004.
В) Материал и оборудование: конверт с письмом, карточки с заданиями, магниты, фишки, указка, мел, мяч, картинки с героями.
Раздаточный материал: фишки в баночках, карточки-схемы с четырьмя и пятью клетками, листы бумаги, простые карандаши, указки (счётные палочки).
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Подойдите ко мне.
Ход НОД
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного …
Дети: Незнайку!
Воспитатель: Мы целый год с вами читаем одно очень интересное произведение, как оно называется?
Дети: «Приключение Незнайки и его друзей».
Воспитатель: А кто автор этого произведения?
Дети: Николай Носов.
Воспитатель: Молодцы, запомнили! Мы остановились на том, как Незнайка и его друг Пончик совершили космическое путешествие на …
Дети: Луну.
Воспитатель: Так вот, сегодня утром я на своём столе обнаружила письмо, угадайте от кого? От Незнайки! Послушайте, я зачитаю: «Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, я на Луне. Лунные жители оказались совсем неприветливыми, грубыми и жадными. Поэтому мне больше не хочется оставаться на Луне. Я хочу скорее найти своего друга Пончика и вернуться на Землю. Но чтобы вернуться домой надо построить ракету. Мне одному не справиться. А лунные жители не хотят мне помогать просто так, за работу они просят лунные деньги – фертинги, а у меня их нет. Но я познакомился с лунным учёным, его зовут Грамматик. Грамматик обещал мне помочь, если я выполню его задания. Но вы же знаете, что я не хотел учиться. Я только бегал, играл и веселился. Простите меня за то, что я ничего не знаю, и помогите мне, пожалуйста, я очень хочу домой. Я обещаю, что, когда вернусь домой, попрошу, чтобы Знайка меня всему научил.
Ваш друг Незнайка.»
Ну что, ребята, будем помогать Незнайке, или пусть остаётся на Луне?
Дети: Будем помогать!
Воспитатель: Тогда вам надо постараться, иначе Незнайка и вправду навсегда останется на Луне. Ну, давайте посмотрим, какие задания придумал учёный Грамматик. Вы же весь год чему-то учились, занимались, я думаю справитесь с любыми заданиями (достаю из конверта задания).
Задание №1
Послушайте загадку: «У сосны и елки — листики-иголки. На каких листочках растут слова и строчки?» (на страницах книги)
Если дети затрудняются, подсказываю: Этим у Знайки вся комната забита.
Дети: Книги.
Воспитатель: Правильно, это книги.
А теперь послушайте задание Грамматика: «Выполнить звуковой анализ слова КНИГА»
Подумайте, сосчитайте, сколько звуков в слове КНИГА и возьмите соответствующую схему. Приступайте к работе.
Сначала дети разбирают слово самостоятельно, затем вызываю ребёнка разобрать слово у доски.
У доски слово будет разбирать Катя Г.
Катя: В слове КНИГА пять звуков.
Первый звук [К] – это твёрдый согласный звук, обозначаем его синей фишкой.
Второй звук [Н/] – это мягкий согласный звук, обозначаем его зелёной фишкой.
Третий звук [И] – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
Четвёртый звук [Г] – это твёрдый согласный звук, обозначаем его синей фишкой.
Пятый звук [А] – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
Воспитатель: Молодец, Катя!
А теперь ответьте на вопросы: сколько звуков в слове КНИГА?
Дети: В слове КНИГА пять звуков.
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове КНИГА?
Дети: В слове КНИГА три согласных звука.
Воспитатель: Назовите первый согласный звук.
Дети: Первый согласный звук - [К].
Воспитатель: Назовите второй согласный звук.
Дети: Второй согласный звук - [Н/].
Воспитатель: Назовите третий согласный звук.
Дети: Третий согласный звук - [Г].
Воспитатель: Сколько твёрдых согласных звуков в слове КНИГА?
Дети: В слове КНИГА два твёрдых согласных звука.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: [К],[Г].
Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков в слове КНИГА?
Восп-ль: Назовите их.
Дети: В слове КНИГА один мягкий согласный звук.
Дети: [Н/].
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове КНИГА?
Дети: В слове КНИГА два гласных звука.
Воспитатель: Назовите первый гласный звук.
Дети: Первый гласный звук - [И].
Воспитатель: Назовите второй гласный звук.
Дети: Второй гласный звук - [А].
Воспитатель: Сколько слогов в слове КНИГА?
Дети: В слове КНИГА два слога.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: КНИ – ГА. Первый слог – КНИ, второй слог – ГА.
Воспитатель: Лиза пойдёт к доске и определит ударный звук в слове КНИГА.
Лиза: Кни/га, ударный гласный звук [И].
Воспитатель: Молодец, Лиза!
А теперь вставайте в круг, поиграем в игру «Назови ударный звук в слове». Я произношу слово и бросаю мяч. Вы определяете ударный звук в слове и возращаете мне мяч:
Кровать
Окно
Потолок
Лампа
Ковёр
Доска
Цветок
Кухня
Машина
Кукла
Игра
Девочка
Мальчик
Фишка
Указка
Ракета
Незнайка
Пончик.
Молодцы!
Задание №2
Ещё одна загадка, отгадайте:
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звёзд всегда одна. Что это?»
Дети: Луна.
Воспитатель: Правильно! Сядьте на свои места. Задание: разобрать слово ЛУНА по составу. Подумайте, сколько звуков в слове, возьмите подходящую схему, и приступайте к работе самостоятельно (дети разбирают слово по составу, я провожу индивидуальную работу).
Воспитатель: Закончили работу, немного отдохнём. Встаньте на ноги.
Физкультминутка:
Раз, два – стоит ракета (руки вытянуты вверх)
Три, четыре – самолёт (руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт (шаг на месте)
Раз, два, три, четыре (хлопок в ладоши)
Руки выше, плечи шире (руки вверх, вниз)
Раз, два, три, четыре (хлопок в ладоши)
И на месте походили.
Задание №3
Следующее задание – игра «Назови слово».
Разделимся на две команды: 1-ый ряд – одна команда, 2-ой ряд – вторая команда. Задание: нужно составить слово по схеме (показываю схемы для каждой команды, разбираем их).
1-ая схема для первой команды (синяя, красная, синяя фишки).
Дети 1-ой команды: Первый звук твёрдый согласный, второй – гласный, третий – твёрдый согласный.
2-ая схема для второй команды (зелёная, красная, синяя, красная фишки).
Дети 2-ой команды: Первый звук – мягкий согласный, второй – гласный, третий – твёрдый согласный, четвёртый – гласный.
Восп-ль: За каждое слово команда получает фишки, у кого окажется больше, та команда и побеждает.
Дети называют слова, затем схемы меняю.
Молодцы! Сосчитаем фишки (объявляю команду – победителя). А теперь одна команда называет слова со звуком [С] в начале слова, а другая команда со звуком [С].
Задание № 4 «Предложение».
Ребята, что Незнайка и Пончик привезли с собой на Луну? Что осталось в ракете?
Дети: Семена растений.
Воспитатель: В задании написано: «Нужно составить предложения со словом ДРУГ, и записать схему этого предложения».
Дети: (пример) Незнайка – друг Пончика. В предложении три слова. Первое слово НЕЗНАЙКА, второе ДРУГ, третье слово ПОНЧИКА. |__ __ __ .
Дети составляют 2-3 предложения, записывают схему на листочках, один ребёнок записывает на доске.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы выполнили все задания господина Грамматика. Я сегодня же отправлю задания Незнайке. А какие задания-то были, давайте вспомним и назовём. На память Незнайка выслал фотографии свою и Пончика (каждая команда получает картинки).
Итог занятия.