Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры

Дата публикации: 2019-09-22 18:28:36
Статью разместил(а):
Романова Ольга Алексеевна

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры»

Авторы: Романова О.А. и Иванова Е.А.

 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. 

Сухомлинский В.А.

 

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста через развивающиеся игры.

Задачи:

- познакомить педагогов с видами игр развивающих и активизирующих речь младших дошкольников.

- поделиться с коллегами опытом по организации игр развивающих и активизирующих речь младших дошкольников.

- познакомить педагогов с различными видами нетрадиционных игр или игровых технологий и с их использованием в образовательном процессе с младшими дошкольниками для развития речи.

 

Ход

Педагоги входят в зал, им предлагают сделать импровизированные бейджики, написать на бумаге как можно обращаться к каждому из участников и прикрепить себе на грудь, а также занять места в зале (стулья расставлены в форме незаконченного круга).

1 Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги, мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно развивать речь младших дошкольников через развивающие игры. Чтобы лучше друг с другом  познакомиться, предлагаем поиграть в игру «Здравствуй куколка».

Игра заключается в следующем, мы с вами будим передавать друг другу вот эту куклу (шарнирная кукла типа Барби). Взять её нужно левой рукой за ноги или за туловище, правой рукой аккуратно поздороваться с куклой за кисть её руки, и произнести следующие слова: «Здравствуй куколка, меня зовут … и представиться, как можно к вам обращаться.

 Учитывая интерес детей к современным игрушкам, и ко всему новому и необычному, в своей работе с малышами используем такой нетрадиционный подход как игры с шарнирными куклами типа «Барби». Кукла с подвижными суставами, позволяет детям, манипулируя ею, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, умение концентрировать своё внимание. Так же эти игры помогают ребёнку, побороть робость и неуверенность в себе. Всё это способствует полноценному развитию речи детей (застенчивые детки с удовольствием вступают в общение с куклой; а так - как кукла маленькая, им приходится чётко, громко, или наоборот тихо говорить с ней).

Игры и упражнения с шарнирными куклами мы используем - проводя утренний рефлексионный круг, как пальчиковую гимнастику, в индивидуальной работе с детьми, или как физ. минутку (динамическую паузу) на занятиях.

Сейчас мы каждому из вас, раздадим по кукле и немного с ними поиграем. Вот, например, у нас тема недели «Одежда». Ваши куколки сходили в магазин и купили новые наряды. И теперь они хотят рассказать друг другу о своих обновках. Можно объединиться парами, можно группками по 3-4 человека и при помощи жестов куклы и вашей речи поделиться  впечатлениями «шопинга». Что бы вам было понятнее, начнём мы (проводится игра).

Так же можно использовать, куклы проводя рефлексию после образовательной деятельности. Ну, например, рассказать куколке как ребёнку удалось слепить колобка, или какие животные живут в лесу, или погладить при помощи куклы щенка.

2 Ведущий: Как педагоги, мы с вами знаем, что правильная и богатая речь ребёнка помогает ему доступно высказывать свои мысли, облегчает и расширяет его возможности в познании окружающего мира. Ребёнок, владеющий правильной речью, активно и полноценно может общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Поэтому так необходимо заботиться о своевременном и правильном формировании речи детей.

Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников. Игра развивает речь, а речь организует игру.

Для речевого развития дошкольников используются все виды игровой деятельности.

Игры, развивающие речь младших дошкольников делятся на: игры, развивающие внимание и слуховое восприятие; игры, развивающие силу голоса и темп речи; игры, развивающие речевое дыхание и игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Свою работу с малышами мы начали с введения речевых игр, таких как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Колпачок». Эти игры помогают малышам поближе узнать друг друга, они развивают зрительное внимание, память, также создают у детей положительное эмоциональное состояние.

Чтобы научить малышей умению перевоплощаться в образы предметов, животных, и действиям «понарошку», в своей работе мы используем образно-ролевые игры. В них ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры, повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь.

Неотъемлемой частью нашей работы с детьми по формированию и развитию речи является развитие мелкой моторики рук. Уже доказано, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 

1 Ведущий: Наряду со ставшими уже традиционными играми на развитие мелкой моторики рук, такими как:

·       Народные пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

·       Игра «Тактильный мешочек».

·       Пуговицы.

«Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы и т.п.»; ««Вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами»; «Разложить пуговицы: самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую».

·       Сухой бассейн. 

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. В нём можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это.

·       Игра «Золушка».

·    Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Так же можно предложить рассортировать киндер – игрушки по различным признакам (мульт.герои, животные, люди, растения и т.д.)

·       Игра - Пальчиковая гимнастика.

·       Вдавливание деталей в пластилин. 

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Так же мы используем в своей работе с детьми нетрадиционные игры и игровые упражнения.

2 Ведущий: К таким нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью массажёра Су-Джок.

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Очень удобно проводить игровой самомассаж с массажером “Су-Джок” с детьми перед занятиями художественной творческой деятельностью – что способствует лучшему пониманию и освоению приемов лепки, разогреву рук. Так же данные игровые упражнения мы используем между основными частями занятий как динамическую паузу и после сна для укрепления здоровья малышей.  Игры и упражнения с массажёром «Су-Джок» обязательно сопровождаются текстом, и выполняются в такт ему.

Мы предлагаем сейчас нам с вами ощутить на себе всю силу уникальности этого маленького колючего шарика.

1 вариант упражнений – выполнение движений с массажёром по показу воспитателя.

Возьмите массажёр и положите на правую ладонь.

Прижмите его сверху левой ладонью.

Покатайте вперёд-назад по ладоням.

Покатайте круговыми движениями.

А теперь «поздоровайтесь» с массажёром подушечками каждого пальчика левой руки начиная с большого.

Все те же упражнения, теперь проделайте и с другой рукой.

2 вариант – игра «Этот шарик не простой».

Кладём массажёр на правую ладонь, показывая его говорим: "Этот шарик не простой".

Кладём сверху на массажёр левую ладонь, надавливаем ею на массажёр и говорим: "Он колючий".

Показываем левую ладонь: Вот какой!

Катаем массажёр между ладонями вперёд – назад и говорим: "Будем шариком играть".

Катаем массажёр круговыми движениями между ладоней и говорим: "И ладошки согревать".

Теперь, уважаемые педагоги, все посмотрите на свои ладони и пальчики. Что вы видите? А какое тепло разливается по всему телу. И, конечно же, ощущается чувство бодрости и в тоже время какого-то спокойствия.

Также в своей работе с малышами используем такие нетрадиционные игры, как игры с кинетическим песком.

В играх с кинетическим песком:

- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика;

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;

Игры с кинетическим песком делают работу педагога по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Чудо резиночки.

Разноцветные резинки для волос:

– Надеваем и снимаем резинку на большой палец,

– На указательный,

– На средний,

– На безымянный,

– На мизинец.

Игры с резинками развивают зрительное восприятие: дети по образцу надевают на пальцы разноцветные резинки, запоминают название пальчиков.

1 Ведущий: Уже доказано ведущими специалистами, что положительное воздействие на речевое развитие малышей оказывает выполнение ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием. Такая комплексная система двигательных упражнений называется - логоритмикой. Предлагаем вам проиграть логоритмические упражнения, т.е. выполнить под музыку артикуляционную, мимическую и пальчиковую ритмическую гимнастику повторяя за нами (выполняется логоритмика).

Как вы, наверное, заметили, что в данный комплекс входят статические и динамические артикуляционные упражнения: Слоненок-Лягушонок, Окошко, Блинчик, Заборчик, Лошадка, Качели, Конфетка, Пастушок, Молоточки, Вкусное варенье, Толстячки-Худышки, Надуй шарик, Злой - Добрый, Паучок, Язычок выглянул в окошечко.

Очень нравятся нашим деткам песенки для занятия логоритмикой Екатерины Железновой, такие как «Туки-тук, Автобус, Ослик, Машина» и т.д.

Логоритмика помогает в решении многих задач по развитию речи малышей это и развитие дыхания; коррекция речевых нарушений; обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания; развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве, чувства ритма, слухового восприятия; расширение кругозора; увеличение словарного запаса!

2 Ведущий: Хотим представить вашему вниманию различное оборудование и пособие, в том числе изготовленное своими руками, которое мы применением в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития речевого дыхания.

·       Игры «Подуй в дудочку», «Свистульки», «Подними шарик», которые направлены на развитие сильного и плавного ротового выдоха, активизацию губных мышц.

·       Игры «Рыбка», «Горячий чай», «Подуй на цветочек», «Загони мячик в ворота», «Качели», «Лыжники», «Улитки», которые учат управлять своим дыханием, формируют и развивают силу и длительность выдоха

Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Предложенные игры и игровые упражнения мы активно применяем в своей работе, что позволяет нам не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в различных источниках, но и бесконечно импровизировать и разрабатывать самим.

Благодарим вас за внимание!

 

.  .  .