Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс «Роль распевания в детском фольклорном ансамбле дошкольного возраста"

Дата публикации: 2019-09-03 14:54:51
Статью разместил(а):
Сивова Татьяна Васильевна

Мастер-класс для музыкальных руководителей

«Роль распевания в детском фольклорном ансамбле дошкольного возраста»

Автор: Сивова Татьяна Васильевна

МБДОУ № 186 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово

 

Основной метод певческого воспитания является коллективный метод обучения всех певцов в процессе систематической работ над репертуаром. Одна из его форм – коллективное распевание. Обычно распевание проводится регулярно. Смысл его не только в том, чтобы подготовить, «разогреть» голосовой аппарат, но и способствовать развитию всех певческих навыков – дыхания, звуковедения, ансамбля и строя. Закрепляются они в процессе освоения репертуара. Распевание регулярно проводиться в начале занятий и помогает быстрой слуховой «организации» коллектива, собиранию внимания певцов.

Народным певцам чуждо «чистое» вокализирование, вне смыслового содержания песни, в отрыве от непосредственных задач исполнения. Поэтому основной материал для распевания – песенный. Одни упражнения берутся  из разучиваемого репертуара, другие – создаются специально для выработки конкретного певческого навыка или, чаще, целого комплекса навыков. Таким образом, в распевании применяются как «песенные», так и «специальные» упражнения. Одни разнообразятся на каждом занятии, другие повторяются как средство автоматизации певческого навыка.

От конкретных вокально-технических и исполнительских задач, от творческой фантазии музыкального руководителя зависит и выбор упражнений.

Самое главное это то, что упражнения - не «подсобный материал» для вокализации, а «ключ» к овладению певческими средствами ансамблевого  исполнения. Каждое упражнение, предложенное ансамблю, должно нести конкретную задачу, а руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность.

Система вокальных упражнений предполагает следующий объём и порядок расположения учебных задач: в начале, на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования  и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется  в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре.

Распевку нужно проводить по следующему плану.

1. Упражнения на разминку рта и челюсти:

· постукивание кончиками пальцев лба и щек (постепенно спускаясь вниз);

· массаж пальцами челюстно-височных суставов;

· сделать нижней челюстью круговое движение вперед – вниз.

2. Упражнения на дыхание.

Прежде всего это бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Это общезначимо для любого ансамбля. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях. Так пением на одном, двух или трех звуках достигается навык медленного расходования.

3. Певческая артикуляция.

Певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Ясное произношение гласной – одно из условий яркого, звонкого, «близкого» звука. Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом, певческая артикуляция значительно активнее речевой артикуляции. При речевом произношении  энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно, за счет гласных. Четкое, легкое  исполнение мелких длительностей. Выработку навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.

Примеры скороговорок:

«Маргарита маргаритки собирала во дворе»

«Баран-буян залез в бурьян»

«В тишине ночной глуши шёпот к шороху спешит, шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит»

«Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался»

4. Пение с закрытым ртом. 

Этот приём не только имеет художественно-выразительное значение, но и служит довольно эффективным средством для выравнивания звучания  хора и настройки голосов. Наиболее рациональным является такое пение с закрытым ртом, при котором слышится сонорный согласный «м». Этот прием помогает певцам ощутить резонирование звука в верхних резонаторах. Пение с закрытым ртом помогает обеспечить ровность тембрового звучания голосов в хоре.

5. Работа над унисоном.

Это, прежде всего выработка единой манеры пения у всех участников ансамбля. Пение без сопровождения, способствует успешному воспитанию у учащихся вокального слуха и частоты интонации. Эти навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются на секвенциях по полутонам в тональностях с наименьшим количеством знаков.

 

Приложение № 1. «Распевочные упражнения»

Упражнение на выработку экономного дыхания: зажечь свечу, сделать глубокий вдох и постепенно выдыхать воздух струей в направлении горящей свечи. Пламя должно слегка колыхаться.

Упражнение «Мельница»: делать круговые движения языком, сомкнув губы, массируя губы то в одну сторону, то в другую.

Упражнение «Футбол»: упираться языком то в одну, то в другую щеку, тем самым массируя губы для снятия зажимов.

Гимнастика для языка:

·        Высунуть язык как можно дальше, затем проглотить его как можно глубже;

·        Тянуть язык до кончика носа, затем до подбородка;

·        Свернуть язык в трубочку;

·        Поглаживать языком верхнее небо;

·        Издавать звуки языком имитирующие цокот копыт, писк комара, жужжание пчелы, шипение змеи, рокот мотора.

Упражнения для укрепления опоры звука:

·        Протяженное охание как бы с легким потуживанием.

·        Протягивая с усилением фонему «О-ОХ», резко обрывать ее на слоге «ОХ».

·        Повторять слоги «УОХ, хОх, хОх, хОх, хОх, хОх» раздельно, отталкиваясь от диафрагмы наподобие мяча, с акцентом на фонему О.

·        «Похохотать» с легкими, пружинистыми толчками на диафрагму мысленно и вслух: аА, хА, хА, хА, хА, хА! Проделать это легко, свободно, отчетливо и с разными интонациями и значением.

·        Исполнять октавные заклички с гуканием – А-ГУ-У, с твердой подготовленной атакой верхнего ГУ на опоре. Тянуть его с вызовом и энергией как можно дольше, обрывая в конце звучания (Г – мягкая).

 

Упражнение для развития активной артикуляции: проводится в форме игры «Странный город». Педагог рассказывает сказку про город N, про его странных жителей. Дети повторяют за педагогом мимику и речь каждого жителя.

Упражнение «Динозаврик»: набрать воздух в легкие и с помощью руки в воздухе рисуем динозаврика, начиная с головы и до хвоста, при этом озвучиваем движение руки звуком «Пиу-а» (выстрелить вверх). Чем ниже спускается рука от головы по спинке динозаврика до хвоста, тем ниже звук. Доходя до кончика хвоста, звук становится низким, грудным.

Упражнение на укрепление опоры дыхания и увеличение певческого диапазона: исполняется от удобной ноты, затем повторяется с повышением на полтона.

Упражнения для укрепления опоры дыхания: сделать резкий глубокий вдох через нос, затем три выдоха через рот. Следить за правильным вдохом. Дыхание должно быть диафрагмальным.

Упражнение для улучшения певческой дикции: повторять как скороговорку фразу «ПТКИПТ, ПТКЭПТ, ПТКАПТ, ПТКОПТ, ПТКУПТ».

Упражнения  на формирование певческой позиции:

·        Позевать.

·        Произносить беззвучно звуки  «А, Э, О, и т.д.».

·        Петь от удобной низкой ноты  одноголосие, поднимаясь вверх по хроматической гамме «Ай-я, ой-е, эй-е, я», «Ли-ле-ля-ле», «Ма-мэ-ми-мо-му».

Упражнение «Звуки»: дети поют звуки «А, О, И, Э, У, Ы, Я», каждому звуку сопутствует определенный жест руками. Педагог объясняет обучающимся, что каждый звук имеет свой характер: «А» - живет в домике, «О» - всегда удивляется, «И» - всегда улыбается, «Э» - зовет всех в гости, «У» - что-то потеряла, «Ы» - живет глубоко под землей, «Я» - всегда спешит. В ходе пропевания упражнения меняется динамика и громкость исполнения.

Упражнение для выработки экономного дыхания: набрать воздух в легкие и петь на одной ноте одноголосное упражнение «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, …, тридцать один Егорка, тридцать два Егорка, тридцать три Егорка», дыхание берется только один раз. Затем упражнение повторяется с повышением на полтона.

Речевые упражнения (языковая гимнастика) для вырабатывания певческой позиции:

·        Играть «в прятки»: быстро высовывать язык и прятать его внутрь рта.

·        Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканию кошки. Вибрировать на букву «Р», затем поиграть в скороговорку: «Роза, роза, роза, лен».

·        Произносить гласные «А, О, У» с различными интонациями: удивления, изумления, испуга, радости, вопроса, угрозы и т.д.

 

Список использованной литературы:

1. Добровольская Н.Д. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – Москва: Музыка, 2017.

2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – Москва: Владос, 2016.

3. Калугина Н.В. Методика работы с  русским народным хором. – Москва: Музыка, 2017.

4. Барсукова Н.Н. Методическая разработка открытого урока с детским хором «Хоровая репетиция. Построение и виды работы», 2004.

 

.  .  .