Мастер-класс «Роль распевания в детском фольклорном ансамбле дошкольного возраста"
Мастер-класс для музыкальных руководителей
«Роль распевания в детском фольклорном ансамбле дошкольного возраста»
Автор: Сивова Татьяна Васильевна
МБДОУ № 186 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
Основной метод певческого воспитания является коллективный метод обучения всех певцов в процессе систематической работ над репертуаром. Одна из его форм – коллективное распевание. Обычно распевание проводится регулярно. Смысл его не только в том, чтобы подготовить, «разогреть» голосовой аппарат, но и способствовать развитию всех певческих навыков – дыхания, звуковедения, ансамбля и строя. Закрепляются они в процессе освоения репертуара. Распевание регулярно проводиться в начале занятий и помогает быстрой слуховой «организации» коллектива, собиранию внимания певцов.
Народным певцам чуждо «чистое» вокализирование, вне смыслового содержания песни, в отрыве от непосредственных задач исполнения. Поэтому основной материал для распевания – песенный. Одни упражнения берутся из разучиваемого репертуара, другие – создаются специально для выработки конкретного певческого навыка или, чаще, целого комплекса навыков. Таким образом, в распевании применяются как «песенные», так и «специальные» упражнения. Одни разнообразятся на каждом занятии, другие повторяются как средство автоматизации певческого навыка.
От конкретных вокально-технических и исполнительских задач, от творческой фантазии музыкального руководителя зависит и выбор упражнений.
Самое главное это то, что упражнения - не «подсобный материал» для вокализации, а «ключ» к овладению певческими средствами ансамблевого исполнения. Каждое упражнение, предложенное ансамблю, должно нести конкретную задачу, а руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность.
Система вокальных упражнений предполагает следующий объём и порядок расположения учебных задач: в начале, на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре.
Распевку нужно проводить по следующему плану.
1. Упражнения на разминку рта и челюсти:
· постукивание кончиками пальцев лба и щек (постепенно спускаясь вниз);
· массаж пальцами челюстно-височных суставов;
· сделать нижней челюстью круговое движение вперед – вниз.
2. Упражнения на дыхание.
Прежде всего это бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Это общезначимо для любого ансамбля. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях. Так пением на одном, двух или трех звуках достигается навык медленного расходования.
3. Певческая артикуляция.
Певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Ясное произношение гласной – одно из условий яркого, звонкого, «близкого» звука. Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом, певческая артикуляция значительно активнее речевой артикуляции. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно, за счет гласных. Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработку навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.
Примеры скороговорок:
«Маргарита маргаритки собирала во дворе»
«Баран-буян залез в бурьян»
«В тишине ночной глуши шёпот к шороху спешит, шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит»
«Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался»
4. Пение с закрытым ртом.
Этот приём не только имеет художественно-выразительное значение, но и служит довольно эффективным средством для выравнивания звучания хора и настройки голосов. Наиболее рациональным является такое пение с закрытым ртом, при котором слышится сонорный согласный «м». Этот прием помогает певцам ощутить резонирование звука в верхних резонаторах. Пение с закрытым ртом помогает обеспечить ровность тембрового звучания голосов в хоре.
5. Работа над унисоном.
Это, прежде всего выработка единой манеры пения у всех участников ансамбля. Пение без сопровождения, способствует успешному воспитанию у учащихся вокального слуха и частоты интонации. Эти навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются на секвенциях по полутонам в тональностях с наименьшим количеством знаков.
Приложение № 1. «Распевочные упражнения»
Упражнение на выработку экономного дыхания: зажечь свечу, сделать глубокий вдох и постепенно выдыхать воздух струей в направлении горящей свечи. Пламя должно слегка колыхаться.
Упражнение «Мельница»: делать круговые движения языком, сомкнув губы, массируя губы то в одну сторону, то в другую.
Упражнение «Футбол»: упираться языком то в одну, то в другую щеку, тем самым массируя губы для снятия зажимов.
Гимнастика для языка:
· Высунуть язык как можно дальше, затем проглотить его как можно глубже;
· Тянуть язык до кончика носа, затем до подбородка;
· Свернуть язык в трубочку;
· Поглаживать языком верхнее небо;
· Издавать звуки языком имитирующие цокот копыт, писк комара, жужжание пчелы, шипение змеи, рокот мотора.
Упражнения для укрепления опоры звука:
· Протяженное охание как бы с легким потуживанием.
· Протягивая с усилением фонему «О-ОХ», резко обрывать ее на слоге «ОХ».
· Повторять слоги «УОХ, хОх, хОх, хОх, хОх, хОх» раздельно, отталкиваясь от диафрагмы наподобие мяча, с акцентом на фонему О.
· «Похохотать» с легкими, пружинистыми толчками на диафрагму мысленно и вслух: аА, хА, хА, хА, хА, хА! Проделать это легко, свободно, отчетливо и с разными интонациями и значением.
· Исполнять октавные заклички с гуканием – А-ГУ-У, с твердой подготовленной атакой верхнего ГУ на опоре. Тянуть его с вызовом и энергией как можно дольше, обрывая в конце звучания (Г – мягкая).
Упражнение для развития активной артикуляции: проводится в форме игры «Странный город». Педагог рассказывает сказку про город N, про его странных жителей. Дети повторяют за педагогом мимику и речь каждого жителя.
Упражнение «Динозаврик»: набрать воздух в легкие и с помощью руки в воздухе рисуем динозаврика, начиная с головы и до хвоста, при этом озвучиваем движение руки звуком «Пиу-а» (выстрелить вверх). Чем ниже спускается рука от головы по спинке динозаврика до хвоста, тем ниже звук. Доходя до кончика хвоста, звук становится низким, грудным.
Упражнение на укрепление опоры дыхания и увеличение певческого диапазона: исполняется от удобной ноты, затем повторяется с повышением на полтона.
Упражнения для укрепления опоры дыхания: сделать резкий глубокий вдох через нос, затем три выдоха через рот. Следить за правильным вдохом. Дыхание должно быть диафрагмальным.
Упражнение для улучшения певческой дикции: повторять как скороговорку фразу «ПТКИПТ, ПТКЭПТ, ПТКАПТ, ПТКОПТ, ПТКУПТ».
Упражнения на формирование певческой позиции:
· Позевать.
· Произносить беззвучно звуки «А, Э, О, и т.д.».
· Петь от удобной низкой ноты одноголосие, поднимаясь вверх по хроматической гамме «Ай-я, ой-е, эй-е, я», «Ли-ле-ля-ле», «Ма-мэ-ми-мо-му».
Упражнение «Звуки»: дети поют звуки «А, О, И, Э, У, Ы, Я», каждому звуку сопутствует определенный жест руками. Педагог объясняет обучающимся, что каждый звук имеет свой характер: «А» - живет в домике, «О» - всегда удивляется, «И» - всегда улыбается, «Э» - зовет всех в гости, «У» - что-то потеряла, «Ы» - живет глубоко под землей, «Я» - всегда спешит. В ходе пропевания упражнения меняется динамика и громкость исполнения.
Упражнение для выработки экономного дыхания: набрать воздух в легкие и петь на одной ноте одноголосное упражнение «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, …, тридцать один Егорка, тридцать два Егорка, тридцать три Егорка», дыхание берется только один раз. Затем упражнение повторяется с повышением на полтона.
Речевые упражнения (языковая гимнастика) для вырабатывания певческой позиции:
· Играть «в прятки»: быстро высовывать язык и прятать его внутрь рта.
· Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканию кошки. Вибрировать на букву «Р», затем поиграть в скороговорку: «Роза, роза, роза, лен».
· Произносить гласные «А, О, У» с различными интонациями: удивления, изумления, испуга, радости, вопроса, угрозы и т.д.
Список использованной литературы:
1. Добровольская Н.Д. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – Москва: Музыка, 2017.
2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – Москва: Владос, 2016.
3. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – Москва: Музыка, 2017.
4. Барсукова Н.Н. Методическая разработка открытого урока с детским хором «Хоровая репетиция. Построение и виды работы», 2004.