Конспект мастер-класса по ручному труду "Декоративная тарелка "Морское дно"
Конспект мастер-класса по ручному труду с детьми старшей группы
"Декоративная тарелка "Морское дно"
Автор: Данилова Надежда Михайловна
МДОУ "Детский сад № 59 "Умка", г. Подольск
Программные задачи:
· учить детей работать с новым природным материалом (крупой, ракушками, камнями), создавать композицию их них;
· развивать умение поэтапного приклеивания крупы по краю картонной тарелки;
· закреплять умение детей делать поделку по образцу;
· закреплять навык мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания;
· развивать мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность, эстетический вкус;
· формировать ловкость и аккуратность в работе, развивать воображение детей;
· формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом;
· воспитывать умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
· воспитывать заботливое отношение к близким.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на морскую тематику, беседа на тему "В гости к другу", "Хорошее настроение".
Словарная работа: декоративная тарелка.
Оборудование: картонные тарелки синего цвета, крупа ячневая, блюдце для крупы, ракушки, камни, клей ПВА, пластилин, клеенки, кисточки для клея, подставки для кисточек, салфетки, стеки.
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Игра-приветствие «Круг друзей»
Воспитатель: Поздоровались с гостями,
Улыбнулись всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Поисковый этап.
Воспитатель: Хорошо получать подарки ... А как хорошо из дарить самому!
Ребята, а когда дарят подарки?
Дети: На день рождения, на Новый год, 8 марта ...
Воспитатель: Для чего (зачем) дарят подарки?
Дети: Доставить радость, сделать приятное, поднять настроение.
Воспитатель: Какие бывают подарки?
Дети: Игрушки, книга, цветы.
Воспитатель: Подарки можно дарить не только на праздник или в день рождения, но и просто когда идешь в гости, для того чтоб доставить радость своим друзьям и близким: маме и папе, бабушке и дедушке, сестре и брату, поднять им настроение.
Воспитатель: А представьте такую ситуацию: все магазины закрылись, и у вас нет возможности купить подарок. Как быть?
Ответы детей
Воспитатель: Да, самый дорогой подарок, который преподносят с вниманием и любовью. Это может быть и песня, и цветок, выращенный в горшке. А еще подарок можно сделать самому, своими руками.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Интересно, кто это?
Входит Незнайка, грустный.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Дети и воспитатель: Здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: Что ты такой грустный? Что случилось?
Незнайка: Меня Знайка пригласил в гости и мне хочется придти к нему не пустыми руками. Но вот беда - у меня ничего нет, что можно было бы подарить Знайке.
Воспитатель: Как хорошо, что ты пришел к нам. Ведь именно сегодня я хотела показать ребятам, как можно сделать подарок своими руками.
Незнайка: Подарок своими руками? Как интересно - что же это будет?
Воспитатель: Декоративная тарелка - морское дно.
Незнайка: Ой, как интересно! Вот Знайка обрадуется, будет есть из этой тарелки и изучать морское дно.
Воспитатель: Незнайка, декоративная тарелка нужна для того, украшать комнату, из нее нельзя есть.
Незнайка: А, я понял, это как картина на стене.
Воспитатель: Садись Незнайка на стульчик вместе с ребятами, и я расскажу, как мы будем делать декоративную тарелку.
Дети и Незнайка садятся на стулья, которые стоят полукругом. Воспитатель садится за стол перед детьми.
Практический этап.
Воспитатель: Для изготовления поделки нам понадобится тарелка синего цвета - как морская вода, крупа, которая похожа на морской песок и ракушки с камешками. Слушайте и смотрите внимательно.
Вначале нужно прикрепить крупу к краю тарелки. Для этого густо смазываем клеем небольшой участок края тарелки, опускаем этот край в блюдечко с крупой, крупинки прижимаем рукой, чтобы лучше приклеились. Затем аккуратно стряхиваем с тарелки не приклеившиеся крупинки в блюдце. И так продолжаем смазывать клеем небольшие участки края тарелки и приклеивать крупу по кругу до конца, пока не получится круг из крупы, вот такой ( показ образца, на котором приклеена крупа по кругу).
Будьте аккуратны, старайтесь не просыпать крупу на рабочем месте.
Дальше мы будем прикреплять ракушки и камешки в середину тарелки с помощью пластилина. Для этого берем небольшой кусочек пластилина, круговыми движениями рук скатываем шарик, сплющиваем его и прикрепляем к ракушке или к камешку, а затем ракушку прикрепляем к поверхности тарелки. Делать все нужно аккуратно и следить, чтобы много пластилина не выглядывало из под ракушки, лишний - убирайте! Сколько прикреплять ракушек и камешков вам подскажет ваша фантазия. И помните - мы делаем подарок.
По окончании работы не забудьте навести порядок на рабочем месте: клеенку, тряпочку убираем на край стола, кисточку в баночку, рассыпавшуюся крупу аккуратно собираем в блюдце ( воспитатель все это показывает на своем столе).
Воспитатель: А сейчас давайте немного взбодримся, зарядимся положительной энергией, хорошим настроением.
Физкультминутка.
Наш Незнайка просыпался,
Рано утром умывался,
Полотенцем вытирался,
В гости к Знайке собирался.
Он согнулся, разогнулся,
Наклонился, потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Рук коленями коснулся,
Всем ребятам улыбнулся.
(Движения делаем в соответствии с текстом)
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю продолжить работу за столами: тихо берем стулья, садимся за столы и ты, Незнайка, садись вместе с ребятами. Сейчас вы самостоятельно будете делать декоративную тарелку. Вспомните, что мы делаем сначала, в первую очередь?
Ребенок: Намазываем клеем небольшой участок края тарелки и приклеиваем крупу, опустив край тарелки в блюдце с крупой.
Воспитатель: ( имя ребенка) Что будем делать дальше?
Ребенок: Намазываем клеем еще один небольшой участок края тарелки и приклеиваем крупу.
Воспитатель: Правильно, так мы делаем до тех пор, пока, пока у нас не получится круг из крупы на тарелке.
Воспитатель: ( имя ребенка) Что будем делаем дальше?
Ребенок: Прикрепляем ракушки с помощью пластилина.
Воспитатель: Правильно. А теперь приступайте к выполнению работы.
Самостоятельная работа детей.
В ходе работы воспитатель оказывает помощь детям, напоминая способы выполнения работы и последовательность действий. По окончании работы воспитатель напоминает детям о необходимости наведения порядка на рабочем месте.
Рефлексивно-оценочный этап.
Незнайка проходит, смотрит выполненные работы.
Незнайка: Какие вы молодцы, как здорово у вас получилось. Работы у всех разные, выполнены аккуратно, вижу, что все старались! Вот я свою декоративную тарелку подарю Знайке, а вы, ребята, кому подарите?
Ответы детей.
Незнайка: Спасибо вам, я сегодня многому научился, пойду скорее в гости к Знайке, вот он обрадуется подарку. До свидания.
Воспитатель и дети: До свидания.
Воспитатель: Наше занятие окончено.