Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План-конспект интегрированного занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи"

Дата публикации: 2019-04-18 12:17:43
Статью разместил(а):
Куканова Ольга Юрьевна

План-конспект интегрированного занятия

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

Автор: Куканова Ольга Юрьевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 338», г. Самара

 

Цель: систематизировать знания детей о гжельской росписи, её элементах.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание»,«Социализация»,«Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

- воспитывать в детях любовь к своей Родине-России («Социализация»);

- расширять знания и представления детей об истории гжельской росписи («Познание»);

- развивать диалогическую речь («Коммуникация»);

- развивать умение читать стихи («Коммуникация»);

- вызвать интерес к народному искусству («Художественное творчество»);

- закрепить знания о народно-прикладном искусстве («Художественное творчество»);

- вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ («Художественное творчество»);

- приобщать к умению слушать музыкальные произведения («Музыка»).

Методы и приемы:

- Практические: путешествие в село Гжель, посещение музея гжели,   физминутка, рисование элементов гжельской росписи.

- Наглядные: рассматривание, рисование, показ, сравнение.

- Словесные: художественное слово, вопросы, рассказ об истории Гжельской росписи.

Материалы и оборудование: Гжельские изделия, музыкальный центр, диск с песнями «У моей России», русскими народными мелодиями, разрезные картинки, элементы Гжельской росписи, обручи, ленты (голубые, белые). Голубая ткань для импровизированной речки, доски для импровизированного мостика. Белая бумага 25х10 см, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, палитры.

 

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дидактическая игра «Собери из частей целое». Цель: закрепить у детей знания элементов  Гжельской росписи.

Физминутка:  русская народная игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять у детей умение играть в народные игры, снять эмоциональное напряжение.

Пальчиковая гимнастика «Семья». Цель: развитие мелкой моторики рук, перед рисованием.

дыхательная гимнастика «Насос». Цель: снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Музыкально-художественная

Слушание песни о Родине «У моей России». Цель: воспитывать в детях любовь к своей Родине. Развивать патриотические чувства.

Подвижная игра под русскую народную мелодию «Найди свой цвет». Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Познавательная

Рассказ об истории Гжельской росписи, о народных умельцах, об элементах Гжельской росписи. Рассматривание гжельских изделий

Цель: закреплять знания детей о народно-прикладном искусстве, воспитывать любовь к Родине, вызывать чувства восхищения талантом русского народа, развивать тактильные чувства.

Коммуникативная

Вопросы: О чём поётся в песне? Как называется наша страна? Какая наша Родина-Россия? Какие стихи о Родине вы знаете?

Цель: развивать диалогическую речь, умение правильно отвечать на вопросы.

Чтение стихотворения В. Степанова «Песня».

Цель: приобщать детей к словесному искусству.

Чтение стихотворения П. Синявского  о Гжели.

Цель: развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря - океаны…».

Цель: воспитывать патриотические чувства. Диалог воспитателя с детьми о родной стране.

Продуктивная

Рисование. Элементы гжельской росписи (кайма, точки, пружинки и т.д).

Цель: закрепить знания детей об элементах Гжели; развивать эстетический вкус.

            

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям послушать песню о «У моей России», задает детям вопросы.

Дети слушают песню, отвечают на вопросы воспитателя.

Создана мотивация для развития слухового восприятия, умения вести диалог и дальнейшей творческой деятельности.

2

Воспитатель предлагает детям сесть  в самолёт и полететь в столицу нашей Родины г. Москву.

Дети заводят моторы и импровизируют полёт самолёта.

Создана мотивация для дальнейшей познавательной деятельности, двигательной активности.

3

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение В. Степанова «Песня».

Дети рассказывают стихотворение о России. (три ребёнка).

Проявление детьми речевой активности и создана мотивация для дальнейшей познавательной деятельности, развития художественного слова и слухового восприятия.

4

Сюрпризный момент.  Воспитатель предлагает детям посетить Музей народных промыслов  села Гжель. Воспитатель – экскурсовод рассказывает детям стихи о гжели и историю гжельского промысла.

Дети рассматривают  Гжельские изделия, слушают о Гжели стихи и историю гжельского промысла. Тактильно осматривают каждый экспонат.

Реализованы условия для развития монологической речи детей, эстетического вкуса и художественного восприятия. Развитие тактильных  чувств.

5

Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Найди свой цвет»

Дети играют.

Удовлетворены потребности детей в двигательной активности.

6

Воспитатель предлагает пройти в творческую мастерскую и поупражняться в освоении способов рисования элементов гжельской росписи. Перед началом рисования воспитатель предлагает детям провести пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Дети выполняют рисунок элементов гжельской росписи (кайму, сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т.д). дети говорят слова и делают упражнения пальчиками.

Реализованы творческие замыслы детей, закреплены знания детей об элементах  Гжельской росписи.

снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук.

7

Воспитатель, предлагает посмотреть, какие работы у детей получились.

Дети рассматривают работы и высказывают свое мнение о выполненной  работе.

Реализованы условия для эмоционального удовлетворения детей, закреплены умения высказывать свое мнение.

8

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Собери из частей целое».

Дети выполняют задание.

Реализована самостоятельная деятельность детей и творческие замыслы.

9

      Воспитатель предлагает послушать стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».

Ребенок читает стихотворение.

Закреплены знания детей о родной стране и любви к своей Родине-России.

10

Итог: воспитатель спрашивает детей, что больше всего им понравилось на занятии?

Дети отвечают.

Подведен итог занятия и реализации поставленных задач.

 

Приложение

Загадки:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

 

Стихи:

П. Синявский «Гжель»

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой, российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель …

 

В. Степанов «Песня»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

 

М.Исаковский

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

 

История Гжели

Под Москвой в Раменском районе (село Гжель) ещё в 16 веке изготавливались из знаменитой глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Название «Гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формовалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки лепились вручную. Потом изделия обжигались при температуре 1200С. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья, написанные чёрным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным синим цветом придают необыкновенный, сказочный вид изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

                       

Источники:

1.  Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (старшая группа).

2. В. Степанов «Мы живем в России».

3. А.П. Аверьянова «Изобразительная деятельность детей в детском саду».

4. Ю. А. Межуева «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (Сказочная Гжель).

.  .  .