Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс «Растения Тамбовской области»

Дата публикации: 2019-03-26 16:05:35
Статью разместил(а):
Попова Татьяна Николаевна

Мастер-класс «Растения Тамбовской области»

Автор: Попова Татьяна Николаевна

 

Цель: расширять и формировать знания детей о растениях, их ценности для здоровья человека, способствовать развитию речи дошкольников средствами фольклорных произведений (потешек, загадок, закличек и др.), создать радостное настроение.

Задачи:

1. Расширять представления о  растениях Тамбовского края.

2. Развивать умение узнавать растения по внешнему виду, желание наблюдать за ростом и цветением растений.

3. Развивать познавательный интерес к природе; память, внимание, речевую активность.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними. 

Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.

Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.

 

Ход:

Ведущий. Читает стихотворение И. Шамова (под музыку).

Край мой Тамбовский, Чибис за речкой Смольные сосны, Плачет у тала.

Край мой отцовский, Белой овечкой

Юные весны… Облако встало.

Спелой ромашки, Кольцами вьется

Клевера запах, Усик гороха.

Пчелы на кашке, Солнце смеется,

Кашка на лапах. В солнце дорога.

Зной нарастает, Разные знаю

Небо бездонно. Земли Союза.

В город шагает К отчему краю

Мальчик с кордона … Тянется муза.

Где я не буду, Воздух тамбовский,

Сколько б ни прожил, Светлые реки …

Я не забуду С краем отцовским

Край свой хороший, Связан навеки.

Ведущий. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашем крае. 75 лет тому назад образовалась наша Тамбовская область. Тамбовщина … Исконно русская земля, край необозримых полей, богатых черноземов, небольших, но чистых рек и озер, родина.

В мире много красивых мест, но самые лучшие места те, где ты родился и живешь.

Ребята, в каком крае мы живем? /В Тамбовском крае/.

Давайте внимательно посмотрим видеоролик о Тамбовском крае.

Чем же богат наш край? Об этом и пойдёт сегодня речь.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?

Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну  растений Тамбовского края. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!

На Тамбовщине растут: берёза, дуб, клён, тополь, осина, сосна, ель, ива сосна, осина, ольха клейкая или черная, липа сердцевидная, ясень обыкновенный, клен остролистый, калина обыкновенная, лещина обыкновенная, шиповник собачий, крушина ольховидная, или ломкая, можжевельник обыкновенный, мох лишайник, ромашка, шалфей, крапива, колокольчик, тысячелистник, клевер, осока, тростник, лютик, лилия белая и др.

Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника): Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».

Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.

Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать–и–мачехи, одуванчика, ромашки и др.).

Воспитатель: Чаи из мать–и–мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».

Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки».

Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.

Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.

Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.

Физминутка : «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).

Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?

Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание.

Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей). А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».

Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.

Физминутка «Поезд»

Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья.

Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика).
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.

Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным.

Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Ромашка».

Задание на ориентировку в пространстве:
Ребята, одуванчик поместите в центр нашей полянки. А ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)

Воспитатель: Ребятя, расскажите нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.

Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют:

«Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?

Задание какого растения было интереснее?

Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами.

Занятие наше закончено.

Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной.

Пойдемте пить чай. 

.  .  .