Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогическая технология "Ежедневный рефлексивный круг"

Дата публикации: 2019-03-18 13:48:44
Статью разместил(а):
Житник Зоя Анатольевна

Мастер-класс "Педагогическая технология "Ежедневный рефлексивный круг"

Автор: Житник Зоя Анатольевна

МАДОУ «Золушка», город Когалым

 

Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми, утренний групповой сбор.

Можно ли назвать ростками нового эти формы работы с детьми? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века.

В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.), «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.),  педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг»  Наталии Петровны Гришаевой (руководитель инновационной площадки по социализации дошкольников ДОО Академии образования, старший научный сотрудник  ИС РАН (института социологии Российской академии наук)). О данной технологии  мы сегодня поговорим подробно.

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

 «Ежедневный рефлексивный круг» - направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

«Рефлексивный круг» – это одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. - «Обращение назад, на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:

- сплочение детского коллектива;

- формирование умения слушать и понимать друг друга;

- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

- обсуждение планов на день, неделю, месяц;

- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Принципы организации «Ежедневного  рефлексивного круга»:

- Рефлексивный круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.

- Принцип открытости  обозначает право свободного высказывания и отношения к высказываниям других.

- Принцип диалогичности заложен в самой форме рефлексивного круга (правила ведения диалога).

Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей.

В «Рефлексивном кругу» для ребенка раскрывается ряд возможностей:

- возможность для общения;

- возможность для проявления самостоятельности;

- возможность самоорганизации;

- возможность свободы и ответственности;

- возможность для сотрудничества.

Когда проводится «Ежедневный рефлексивный круг».

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия – «экстренный круг», после события, мероприятия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центре круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя, пользуясь этой технологией для обсуждения своих проблем.

Темы «Ежедневных рефлексивных кругов».

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем.

Творческие - развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы  по воображению.

Личностные -  способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные – осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Понятийные – представление о взаимоотношениях, о собственном состоянии (Что такое дружба, добро, счастье, радость, смелость и т. д.).

По теме ситуации месяца.

 

Подготовка к проведению «Ежедневного рефлексивного круга».

С чего же начать подготовку к ежедневному рефлексивному кругу?

1. Выбор удобного места.

Место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов (ковер).

Дети образуют круг, сидя на ковре (на подушечках, ковриках, которые дети сделали вместе со своими родителями). Договариваемся с детьми, где и как будем использовать подушечки помимо «Рефлексивного круга» (в играх или для отдыха), где будем их хранить. Уголок уединения – вполне удобное место. Важно, чтобы место хранения подушечек было неподалеку от места проведения «Рефлексивного круга». Помимо подушечек, ковриков дети, во время проведения «Рефлексивного круга», могут сидеть на большом ковре, на стульчиках, расставленных в круг, стоять в кругу.

2. Согласование сигнала.

Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале «Ежедневного рефлексивного круга». Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки. Предложить детям сделать самим выбор сигнала.

3. Продумывание вопросов для «Ежедневного рефлексивного круга»

Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» должны соответствовать выбранной теме. 

4. Размещение участников «Рефлексивного круга»

Например:

- рядом с другом;

- рассаживаются по росту;

- чередуя, девочка – мальчик и т. д.

Примерные структурные компоненты «Ежедневного рефлексивного круга».

«Ежедневный рефлексивный круг» может включать в себя примерные компоненты:

1. Приветствие.

2. Игра.

3. Обмен новостями.

4. Динамическая пауза. 

5. Обсуждение проблемных ситуаций.

Общее время и время отдельных частей «Ежедневного рефлексивного круга» подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями займет все время.

Приветствие.

Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Можно приветствовать всех детей одновременно.  Приветствия необходимо постоянно разнообразить, чтобы поддержать интерес детей.

Виды приветствий:

- приветствия с действиями (помахать открытой ладонью, улыбнуться соседу и т.д.)

- стихотворные приветствия;

- приветствия с передачей предмета;

- приветствия с использованием фотографий детей;

- приветствия с комплиментом.

Игра.

Основа игры  – это веселая и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.

«Ежедневный рефлексивный круг» должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Могут быть использованы любые игры, не требующие большой подвижности:

- пальчиковые;

- словесные;

- игры-фантазии;

- игры-цепочки;

- игры-шутки;

- пение, слушание;

- загадки, скороговорки.

- элементы тренинга, психогимнастика.

Обмен новостями.

Обмен новостями - часть «Ежедневного рефлексивного круга», пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями в «Рефлексивном кругу» – высказывания всего, что переполняет душу ребенка.

В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен информацией позволяет каждому получить опыт публичного выступления. В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты. Новости принимаются как факт.

Динамическая пауза.

- ритмопластика;

- логоритмика;

- подвижные игры.

Обсуждение проблемных ситуаций, планов.

Каждому ребенку дается возможность поучаствовать в обсуждении проблемной ситуации, обсудить планы на день, неделю, месяц.

Правила общения.

В начале «Ежедневного рефлексивного круга» важно определить правило очередности высказываний. Так как высказаться хочется, если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Внимательно слушаем, друг друга», или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)».

(Предлагаем вашему вниманию видеопросмотр структурных компонентов «Ежедневного рефлексивного круга»)

Что дает нам «Ежедневный рефлексивный круг?» 

- Раскованность.

- Доброжелательность.

- Общение.

- Взаимовыручка.

- Сплоченность.

- Уверенность.

С помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг»  в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои  чувства  и  говорить о них, воспитывает навыки эмпатического (способность сопереживать)  общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность  понимать себя самого, осмысливать собственные действия, формирует сплоченность группы.

Представление подготовленной выставки.

Работа с педагогами.

- Предлагаю вам окунуться в мир детства и стать участниками «Ежедневного рефлексивного круга».

- Колокольчик наш звенит, в круг собраться он велит.

(Педагоги образуют круг, садясь на коврики) 

Стихотворное приветствие «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Вы подарили друг другу улыбку, каким стало ваше настроение? Настроение может быть разным.

«Забавные гномы»

Цель. Учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие.

Ход игры.

Представьте, что мы с вами стали забавными гномиками:

Когда нам грустно – мы делаем вот так.

Когда нам больно – мы такие.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы спокойные - мы такие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

Какое настроение вам понравилось больше всего? Желаю вам сохранить хорошее настроение на целый день.

«Подарок волшебника» (звучит медитативная музыка, передают свечу во время ответов поочередно)

Цель. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Ход игры.

Представьте, что сюда вошел волшебник, который предложил сделать вам подарок. Но не материальный. Он предложил подарить личное качество или черту характера, позволяющие стать лучше. Какой подарок вы хотите получить?

Проблемная ситуация (поочередные ответы по кругу)

Ребята, у нас возникла проблемная ситуация. Медсестра предупредила, что из-за штормового предупреждения (сильный ветер), мы не можем пойти на улицу. А ведь мы так хотели совершить экскурсию вокруг детского сада, поиграть на участке. Как мы можем решить эту проблему? (поиграть в группе). Что нужно сделать, чтобы каждому было интересно? (заняться любимым делом). Кто чем хочет заняться?

Рефлексия (с использованием клубочка).

Сейчас предлагаю вам вернуться в реальность, стать взрослыми, подвести итог сегодняшнего мероприятия, обменяться мнениями. Ответьте на любой из вопросов, размещенных на слайде.

- Что нового вы сегодня узнали? 

- Важно ли то, что вы узнали? 

- Для чего вам это пригодится в вашей профессиональной деятельности? 

- Опишите ваше эмоциональное состояние по ходу проведения мастер-класса, и в конце мероприятия. 

Колокольчик наш звенит, расходиться он велит. (Предложить буклеты).

.  .  .