Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

Дата публикации: 2019-02-18 16:13:42
Статью разместил(а):
Мельникова Светлана Сергеевна

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

Автор: Мельникова Светлана Сергеевна

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обогащение и уточнение словаря по мотивам сказок;

- Совершенствование грамматического строя речи (развитие  навыка согласования притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с  существительными мужского, женского и среднего рода; развитие  навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; развитие навыка образования относительных прилагательных);

- Совершенствование навыков слогового анализа слов;

Коррекционно-развивающие:

- Развитие связной речи;

- Развитие зрительного внимания и восприятия;

- Развитие мышления;

- Развитие памяти;

- Развитие тонкой моторики.  

Коррекционно-воспитательные:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.  

Оборудование: Театральная ширма, куклы театра би-ба-бо (медвежонок, кукла Машенька), клубочек, корзинки, настольный театр «Три поросенка», яблоня с яблоками, речка, гусеницы.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, что мне сегодня принесли. Как вы думаете, что это?

Дети: Это посылка.

Логопед: Давайте откроем ее и посмотрим, что там (логопед открывает посылку, достает оттуда письмо и клубочек). Письмо от Машеньки: «Баба Яга спрятала ее в своем доме и не отпускает». Машенька просит нас о помощи. Вы у меня такие смелые, добрые, умные. Поможем Машеньке?

Дети: Да.

Логопед: Идти нам предстоит через лес. Путь предстоит неблизкий и трудный, а дорогу нам будет показывать волшебный клубок. Готовы? Тогда в путь! (играет музыка).

Логопед бросает клубок к театральной ширме. Над ширмой появляется медвежонок в лапах у него клубок.

1. Игра «Жадина».

Логопед. Медвежонок, верни нам пожалуйста клубок.

Медвежонок. Нет. Мой клубок! Мое небо! Моя полянка! Все мое!

Логопед. Какой жадный! Разве можно быть таким жадным? Как вы думаете ребята, с таким жадиной будет кто-нибудь дружить?

Дети. Нет.

Логопед. Давайте поиграем с медвежонком. Он такой жадный наверно с ним никто не играет.

Медвежонок. Ребята, о чем я могу сказать «Мой!», «Моя!», «Мое!»?

Логопед. Вы будите складывать картинки в корзинки.

  • Картинки, про которые можно сказать мой, в корзинку с жучком,
  • Картинки, про которые можно сказать моя, в корзинку с бабочкой,
  • Картинки, про которые можно сказать мое, в корзинку на которой ничего не нарисовано.

Медвежонок. Мне так стыдно! Я больше не буду жадничать! Вот, ваш клубок! А вы будите со мной дружить?

Дети. Да, будем.

Логопед. Молодцы, ребята! Ну что, отправляемся дальше? (бросает клубочек).

2. Игра «Поможем Дюймовочке».

Подходят к дому, где живет Дюймовочка.

Логопед. Ребята посмотрите, какая маленькая, миленькая девочка. Кто это?

Дети. Это Дюймовочка.

Логопед. Баба Яга напроказничала у нее в домике. Давайте поможем ей навести порядок. Все предметы, которые нужны Дюймовочке маленькие и называть их ласково.

Дети. (садятся на стульчики перед ковролином)

Дюймовочке нужен коврик.

Дюймовочке нужен столик.

Дюймовочке нужен стульчик.

Дюймовочке нужна кроватка.

Дюймовочке нужен шкафчик.

Дюймовочке нужно платьице.

Дюймовочке нужна сумочка.

Логопед. Какие вещи не понадобятся Дюймовочке?

Дети. Ковер, стол, стул, кровать, шкаф, платье, сумка.

Логопед. Почему?

Дети. Эти вещи большие, а Дюймовочке нужны маленькие.

Логопед. Молодцы. Дюймовочка благодарит вас за помощь. Идём дальше.

Ребята пока мы помогали, Дюймовочке прошел дождь, появились лужи. По лужам идти мы не можем, мы будем их перепрыгивать (дети прыгают через лужи). Перед нами река. Нам надо перейти через нее по мосту (дети переходят речку по мосту).

3. Игра «Разделить слова на слоги».

Логопед. Мы идем уже долго. Как мы сюда попали?

Дети. Мы перепрыгивали через лужи, переходили через речку по мосту.

Логопед. Посмотрите яблоня. Ребята в какой сказке есть волшебная яблоня?

Дети. В сказке «Гуси-Лебеди».

Логопед. Как много яблок на ней, надо собрать яблоки, а то дереву очень тяжело их держать на ветках. Посмотрите, на яблоках картинки. Надо определить сколько слогов в словах, один слог, два слога или три слога. Давайте сложим яблоки по разным корзинам.  

Дети раскладывают яблоки по корзинам.

Логопед. Мы разложили яблоки по корзинам. Можно их кушать.

Дети. Нет. Их надо помыть.

Логопед. А мытые яблоки мы положим в вазу. Послушайте внимательно слово ваза, какой первый звук в слове (дети отвечают), какой второй и т.д. (дети отвечают). Какая гусеница живет в оставшемся яблоке? (дети показывают).

Логопед. Нам надо двигаться в путь дальше. Машенька ждет нас (кидает клубок).

4. Физминутка.

Вот полянка, а вокруг              Широким жестом развести руки в стороны.

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят,              Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в

Ветры в их листве гудят          сторону.

Вниз верхушки пригибают       Наклонившись вперед, покачать туловище из стороны

И качают их, качают                 в сторону.

Чок – чок, каблучок!                 Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.      Покружиться.

А кузнечик без ошибки             Движения руками, как при игре на скрипке.

Исполняет вальс на скрипке.

Под веселый гопачок               Танцевальные движения, как в гопаке.

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки!        Похлопать в ладоши.

Все! Устали наши ножки!

 

Играет песенка трех поросят.

5. Игра «Построить дом».

Логопед. Ребята кого мы встретили?

Дети. Мы встретили трех поросят.

Логопед. Поросята собираются строить себе дома. Давайте вспомним, из чего они себе будут строить дома.

Дети. Нуф-Нуф будет строить дом из соломы.

Логопед. Значит дом будит какой?

Дети. Соломенный.

Дети. Наф-Наф будет строить дом из дерева.

Логопед. Значит, дом будет, какой?

Дети. Деревянный.

Дети. Ниф-Ниф будет строить дом из камня.

Логопед.  Значит, дом будет, какой?

Дети. Каменный.

Логопед. Давайте поможем поросятам построить дома (раздает макароны, арбузные косточки, деревянные палочки; дети строят дом по образцу). Молодцы помогли построить домики поросятам. Но нам надо идти дальше (бросает клубок).

6. Игра «Назови наоборот».

Появляется Баба Яга (воспитатель).

Баба Яга. Куда это вы идете?

Логопед. Мы идем Машеньку спасать. Отпусти ее, пожалуйста.

Баба Яга. Как бы не так! Не отпущу.

Дети. Почему?

Баба Яга. А просто так! Из вредности!

Логопед. Отпусти.

Баба Яга. Нет! Я жадная, злая, вредная…..

Дети. Ты совсем не такая!

Баба Яга.           Дети.

Я злая!               Нет, добрая!

Старая!              Молодая!

Уродливая!        Красивая!

Жадная!             Щедрая!

Глупая!                Умная!

И платье у меня грязное!  Нет, чистое!

И нос у меня кривой!         Прямой!

И уши большие!                 Маленькие!

Я плохая!                            Хорошая!

 

Баба Яга. Ну ладно, отпущу Машеньку. Буду хорошей.

Над ширмой появляется Машенька.

Машенька. Спасибо ребята, что спасли меня.

Логопед.  Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Но давайте расскажем Машеньке, с кем мы сегодня встретились в лесу и кому мы помогли.

Дети. Мы помогли мишке стать хорошим, Дюймовочке навести порядок, яблоне собрать яблоки, трем поросятам построить дома.

Логопед. Давайте закроим глазки. Я сосчитаю до трех и мы окажемся в нашей группе.

.  .  .