Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сборник по устному народному творчеству

Дата публикации: 2019-02-04 16:49:26
Статью разместил(а):
Барыкова Наталья Геннадьевна

Сборник по устному народному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Барыкова Наталья Геннадьевна

г. Миасс

 

Русские народные пословицы и поговорки

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса. Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

Пословицы и поговорки о труде:

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

 

Пословицы и поговорки о дружбе:

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

 

Пословицы и поговорки о речи:

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой.

За словом в карман не полезет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.

Твоими бы устами да мед пить.

 

Пословицы и поговорки о пище:

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

 

Пословицы и поговорки о времени:

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

 

 Русские народные потешки

Русские народные потешки – это кладезь мудрости. Все они были написаны и придуманы на протяжении многих лет. Причем, самые лучшие из них народная память сохраняла и передавала следующему поколению.

Эти потешки помогут родителям и деткам окунуться в сказочный мир красоты, простоты и природы. Кроме того, разучивая их и повторяя вместе с ребенком, вы станете непосредственным участником сохранения потешек, поскольку выросший малыш обязательно научит им своих детей.

Ай качи, качи, качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи, 
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Как у нашего соседа 
Весела была беседа:
Гуси - в гусли, 
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.

v Ах ты, свинушка

С поросятками,

Ты зачем ходила к речке

За гусятками?

В речке гусятки

Купалися,

А твои поросятки

Забоялися!

 

Ваня, Ваня, простота! 
Купил лошадь без хвоста! 
Сел задом наперед 
И поехал в огород.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад.
Зайка, зайка, выйди в сад,
Серый, серый, выйди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Барашеньки - крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ.

Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.

 

Русские народные считалки  

Считалка — произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. Считалки всегда оставались весёлыми и задорными. Детская считалочка является коротким рифмованным стишком, при помощи которого определяется ведущий в игре. Интересен тот факт, что история считалки уходит в языческие времена. Охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они навлекут неудачу на последующие охоты. В наше время у считалок иная роль, но магическое составляющее осталось: на кого пал выбор, тот и получит везение. Шли времена, менялись считалки, перефразировались старые и появлялись новые. В моде они были всегда. Считалки рассказывают детишкам и до сих пор. Считалки — задорные, простые, веселые, именно за это они полюбились детям. Детские считалки позволяют выбрать ведущего без обмана, справедливо. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность. При разучивании с детьми различных считалок, вы помогаете детям тренировать память и развивать у них чувство ритма.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,   тот и водить пойдет.

Раз, два - в лесу трава, 
Три, четыре - круг пошире,
Пять, шесть - сушки есть,
Семь, восемь - в гости просим,
Девять, десять - земляника…
Ну-ка, Даша, поводи-ка

Раз, и два, и три, и десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет, Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает новый месяц.
Кто до месяца достанет, 

Тот и прятаться пойдет.

За морями, за горами,
На дверях висит замок.
За высокими лесами
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.

Лиса по лесу ходила. 
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Раз, два - голова, три, четыре - прицепили,
Пять, шесть - сено везть, семь, восемь - сено косим, 
Девять, десять - деньги весить, 
Одиннадцасть, двенадцать - на улице бранятся, 
А тебе водить оставаться. 

Шишел-вышел вдруг пришёл, 
На боярский двор зашёл, 
Там бояре шапки шьют, 
На окошко их кладут. 
- Ты зачем сюда пришёл? 
Шишел-вышел, вон пошёл!

Вышли мыши как-то раз 
Поглядеть, который час, 
Раз, два, три, четыре, 
Мыши дёрнули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон - 
Убежали мыши вон!

Сидел петух на лавочке, 
Считал свои булавочки. 
Раз, два, три!
Это, верно, будешь ты!

Раз, два, три, четыре, 
Жили мушки на квартире.
К ним на чай притопал вдруг 
Крестовик, большой паук. 
Пять, шесть, семь и восемь, 
Паука мы вон попросим: 
- К нам обжора не ходи. 
Ну а ты, дружок, води.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела 
И тебе водить велела.

Катилось яблоко 
Мимо сада, 
Мимо сада, 
Мимо града, 
Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Ехал Ваня из Казани, 
Полтораста рублей сани, 
Пятьдесят рублей дуга, 
Мальчик девочке слуга. 
- Ты, слуга, подай карету, 
А я сяду и поеду. 
Ты, слуга, подай метлу, 
Я в карете подмету. 
Ты, слуга, подай лимон 
И выкатывайся вон.

 

Русские народные игры для дошкольников

Цели: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, содействовать развитию внимания, координации движений,  укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; развивать умение взаимодействовать в коллективе.

Задачи:
1. Развивать различные виды памяти. 
2. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.
3. Развивать мыслительные операции через игру.
4. Развивать воображение.
5. Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.

Уголок.

Детки становятся во всех углах комнаты, и меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий пытается быстрее другого участника забежать в свободный угол.

Колечко.

Участники садятся в ряд рядом друг с другом, держат перед собой руки с закрытыми вытянутыми ладошками. Ведущий прячет колечко в своих ладонях и проводит своими руками между ладонями каждого участника, делая вид, что опускает колечко к ним в ладони. Но кольцо попадает только к одному участнику. Когда ведущий обойдет всех, он становится на три шага от участников и говорит:

Колечко, колечко, 

Выходи на крылечко! 

Тот, у кого оказалось кольцо, должен выбежать к ведущему, другие участники должны вовремя понять, у кого кольцо и поймать его не дав ему выбежать.

Интерес игры в том, что ведущий должен максимально правдоподобно изображать перекладывание колечка в руки, а участники должны ему подыгрывать.

 

Башмачок.

Все детки снимают обувь. Ведущий смешивает ее и дает сигнал. Дети не должны видеть, как перемешивалась обувь, по сигналу подбегают и ищут свою пару. Кто быстрее найдет свою пару и правильно обуется, тот победил.

Зайцы и огородник.

Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров), а с другой (на расстоянии около десяти метров) – «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев», которые норовят укрыться в своих «норках». Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника», он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник». 

«Пустое место».
В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.
Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Правила.
Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.
Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.
При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Третий лишний».
Количество участников - от 8 до 40 человек.
Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким обра¬зом, водящие все время меняются.
Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.
Разновидности игры:
- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;
- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.
Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

Змейка.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.

Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила: 

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Необходимо точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.

Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.

 

Большой мяч.
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Бабочки, лягушки, цапли. 

Дети   свободно   бегают   на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек  (опускаются на четвереньки и скачут), цапель  (замирают, стоя  на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!»,  они  снова  начинают  бегать  по  лугу  и   произвольных направлениях.

Гуси, гуси! 

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите.

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Лягушки-Квакушки.

Перед началом игры по считалочке выбирают старшую «лягушку». Все остальные игроки выполняют роль маленьких «лягушек». Старшая «лягушка» должна перевести маленьких из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Маленькие «лягушки» следуют за ней, при этом приседают, опираясь руками о землю. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на коленях, потом на поясе, прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через заранее подготовленные препятствия, например палки, или запрыгает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами. Все «лягушки» вслед за ведущей «лягушкой» повторяют эти движения.

Прискакав в другое болото, «лягушки» поднимаются со весь рост и говорят: «Ква-ква-ква». Потом выбирают другого ведущего и игра повторяется.

Правило: маленькие «лягушки» должны точно следовать за ведущим.
Игра будет интересней и занимательней тогда, когда старшая «лягушка» будет делать больше самых разнообразных движений и перепрыгиваний.

Козы и Волки.

По считалочке выбирают двоих водящих. Они играют роль волков. Все остальные участники являются «козами». Поперек площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 1—1,5 м. Ими обозначен ров. Во рву находится «волки». «Козы» же стоят за чертой вдоль боковой границы площадки.

После того как все участники займут свои места, воспитатель говорит: «Козы, мои козы, идите в поле, покушайте травки». После этих слов «козы» выбегают из дома в поле, расположенное за линией на противоположной стороне зала, и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки» не выходят из рва, бегают вдоль него и стараются поймать «коз».

Тот участник, кого осалил «волк», обязан остановиться и ждать, пока воспитатель отметит количество пойманных «коз» и снова не допустит их к игре.

Согласно правилам, одна, пара «волков» водит три перебежки. Выигрывают «волки», поймавшие большее количество «коз», и игроки, не попавшиеся «волкам».

Выше ноги.

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

Кошки-мышки.
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. 
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». 
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. 
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». 
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. 
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

 

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

Один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Люли, люли , люленьки 

Люли, люли, люленьки
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет Ваня крепко спать.
Будут гули говорить, 
Чем Ванюшу накормить.
Полетят они в лесок 
И найдут там колосок,
Ай, люли, люли, люли, 
Станут кашу варить. 
Станут Ваню кормить.
Белой кашей с молочком 
И румяным пирожком.

«Баю, баю, люли» 

Баю, баю, люли, 
Прилетели гули 
Сели гуленьки в кружок 
Дали Коле пирожок. 
У нас Коля маленький, 
Пирожочку раденький.

«Баю, баюшки, баю» 

Баю, баюшки, баю, 
Баю крошечку мою, 
Баю зореньку мою.
Ты, соловушка, 
Сизая головушка,
Прилетай к нам в садок,
Под высокий теремок, 
На сиреневый кусток-
По кусточку попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Будешь песни свистать, 
Будет моя крошка спать.

«Ай, люли, люли, люли» 

Прилетели журавли. 
Они сели на ворота, 
У них красные боты.
А ворота скрип, скрип,
Моя Таня лежит, спит.
Вы, ворота, не скрипите,
Таню в люльке не будит.

 

ПЕСТУШКИ , ЗАГОВОРЫ

Термин «пестушка» произошёл от слова «пестовать» , т. е. нянчить, воспитывать, растить. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребёнка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребёнка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье и гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.
Для того чтобы вызвать у ребёнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весёлый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она – то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребёнка нежность заботу, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребёнка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально – психическое состояние.
Некоторые пестушки – это трансформированные и творчески переосмысленные заговоры, приспособленные для воспитательных целей, для игры и развлечения детей. Таковы песенки «С гуся вода», «Мышка, мышка, возьми мой зубишко», «У волка боли, у зайца боли». Встречаются и традиционные заговоры, имеющие магические функции, которые исполняются детям от грыжи, золотухи, сглаза, ячменя, ушиба… Текста таких заговоров отличаются необычайной оригинальностью и поэтичностью.

«Потягушки».

Потягушечки 
Да растушечки 
Да побегушечки ,
Растянитесь ножки,
Вырастайте ножки. 
Не кривы, а прямы!

«Ой, ты мое солнышко» 

Ой, ты мое солнышко,
Пшеничное зернышко,
Милая родная, 
Рыбка золотая.

«Я качу, качу, качу»

Я качу, качу, качу,
Я из города качу.
Везу крупки мешок
Везу маленький горшок
Кашку варить,
Доченьку кормить.
Ешь доченька кашку
Из красненькой чашки.
«Ой, ты мой сыночек» 
Ой, ты мой сыночек, 
Пшеничный колосочек, 
Лазоревый цветочек, 
Сиреневый кусточек.

«По ровной дорожке»

По ровной дорожке 
Шагают наши ножки. 
По камушкам, по камушкам 
Шагает детка к матушке 
И на дорожку хлоп!

«Ласочка» 

Ласточка - порасочка,
Где была? 
У Боженьки 
Что делала?
Кросны ткала.
Что заткала?
Кусочек сала. 
Куда поклала?
Под лавочку. 
Чем накрыла? 
Корявочкой.

«Ай дуду, дуду, дуду» 

Ай дуду, дуду, дуду, 
Сидит ворон на дубу.
На Ваню смотрит во трубу 
Если будешь плакать 
Тебя ворон схватит 
За кудрявенький чубок 
И потащит во лесок.

«Ой, мой маленький» 

Ой мой маленький 
Ненаглядненький, 
Мой хорошенький, 
Мой пригоженький.

«Тихо, тихо, не плачь» 

Тихо, тихо, не плачь,
Я куплю тебе калач,
Расти-ка большой 
Не будь лапшой.

«Васенька-василек» 

Васенька- Василек, 
В головку добрый разумок. 
А в роток говорунок 
А в ножки- ходушечки, 
А в ручки- хватушечки!

.  .  .