Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Сказочная Дымка"

Дата публикации: 2019-01-17 21:08:57
Статью разместил(а):
Курицына Наталья Степановна

Проект «СКАЗОЧНАЯ ДЫМКА»

Автор: Курицына Наталья Степановна

МБДОУ «Детский сад г. Багратионовска»

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (с 15.10.18г. по 29.11.18г.).

Участники проекта: дети старшей группы № 1, воспитатель, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

- Коммуникативно-личностное развитие.

- Познавательно-речевое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Физическое развитие.

Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблема: утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству (сказки, народные игры, игрушки).

Цель: Развитие эстетического видения и чувствования окружающего мира через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русскому народному творчеству, в частности, к дымковским игрушкам.

Задачи:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

2. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

3. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

4. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

Деятельность педагога:

Подбор литературы о народном промысле "дымка":

1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

2. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

3. Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

Подбор иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

1. «Народные промыслы России»

2. «Картотека предметных картинок»

3. «Народное искусство детям «Дымковская игрушка»

4. Альбом «Дымковская игрушка»

5. Альбом «Лепим народную игрушку»

1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня я хочу познакомить вас с познавательно- творческим проектом для детей старшей группы «Сказочная Дымка»

Этот русский художественный промысел возник более 400 лет назад вблизи города Вятки в слободе Дымково. А когда была сделана первая игрушка – этого уже не помнит никто. Наши предки ещё к языческому празднику Свистуньи лепили глиняные свистульки: барашков, лошадок, уток и рогатых козлов. Игрушки красили яркими красками, дарили и продавали на ярмарках.

Нужно понимать, что каждая дымковская игрушка – вещь уникальная. Игрушка лепится вручную и расписывается вручную. Потому, нет двух одинаковых игрушек на всем белом свете. Каждая дымковская игрушка – игрушка единственная и неповторимая.

Для изготовления игрушек применяется местная ярко-красная глина, которую смешивают с коричневым речным песком. Потом игрушку сушат и обжигают.

Для росписи используют широчайший спектр красок – я не буду перечислять все возможные оттенки и цвета. Нет ограничений на цвет. Оттого игрушка выглядит такой праздничной и нарядной. 

Идея взять с ребятами работу над проектом «Сказочная Дымка» у меня возникла давно. Я решила ее реализовать в старшей группе.

Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. А ведь, если задуматься, такие игрушки как монстры, куклы Братс и им подобные современные игрушки дают детям немного искаженное понятие о красоте, делают бедным эмоциональный мир ребенка.
Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей. Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Сухомлинский говорил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».

(слайды с картинками дымки)

Работа с родителями:

Работу начала с того, что решила сначала познакомить родителей с темой моего проекта, в связи с этим организовала и провела беседу, а затем и консультацию для родителей «О значении дымковской игрушки в жизни детей». Многие родители с интересом отнеслись к моему предложению и в тесной дружественной обстановке прошла наша встреча, на которой постепенно мы перешли к изготовлению и росписи игрушек из солёного теста.

Слайды с консультации и мастер-класса с родителями.

 

Работа с детьми:

1. Занятие с детьми на тему о происхождении «Дымковской игрушки»

2. Изготовление и раскрашивание шаблонов «Барыня», «Конь».

Цель: Учить рассматривать элементы узора на плоскостной основе, пользоваться по желанию разными красками.

3. Лепка из солёного теста по мотивам народной игрушки «Лошадка», «Баран», «Козлик».

Цель: Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра)

4. Декоративное рисование по объемной форме «Нарядные игрушки». Цель: Совершенствовать технику рисования, оформлять вылепленные фигурки элементами декоративной росписи.

5. Дидактическая игра «Чудо- узоры»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Создали мини-музей Дымковской игрушки из солёного теста. Сделали альбом – раскраску «Сказочная Дымка»

Оформили альбом для рассматривания – «Игрушки из дымки».

Сделали папку – раскладушку «Дымка».

Сделали фотоколлаж «Сказочная Дымка».

Оформили выставку дымковских игрушек (изготовленных родителями) «Ярмарка»

.

Итоги проекта:

В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой. Обогатился словарный запас детей такими словами: дымковская игрушка, барыня, кольцо, точка, линия, полоска, сверху вниз, слева, направо, берегиня, и.т.п.

создана предметно-развивающая среда в группе, оформлена выставка дымковских игрушек.

У детей повысился интерес к декоративно-прикладному искусству, дети научились применять полученные знания и умения в практической деятельности. Развилась у детей любознательность, творческие способности, познавательная активность.

Родители тоже проявили интерес к совместному с детьми творчеству. Помогали в оформлении выставки, в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Спасибо за внимание!

А сейчас я предлагаю вам окунуться в интереснейший мир дымки и тем самым научиться делать дымковскую игрушку, чтобы пополнить наш мини- музея.

.  .  .