Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Дата публикации: 2018-12-03 16:43:55
Статью разместил(а):
Маринова Елена Юрьевна

Мастер-класс

«Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания»

Автор: Маринова Елена Юрьевна

МАДОУ «Детский сад № 58», г. Березники, Пермский край

 

Дыхательная гимнастика в детском саду 

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правиль­ной работе всех органов, при­нимающих участие в речевом акте. Важной частью речи яв­ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппа­рат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воз­духа.

Физиологическое, или жиз­ненное, дыхание складывает­ся из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно при­звано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голо­сового звучания на равномер­ном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это уп­равляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длин­ный. Поэтому количество вы­дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыха­ние считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заме­тен для окружающих. Наиболее правильное, целе­сообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыха­ние.

Регулярные занятия дыха­тельной гимнастикой способ­ствуют воспитанию правильно­го речевого дыхания с удли­ненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыха­тельных путей. Такие заболе­вания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полос­ти часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правиль­ного речевого дыхания, меня­ют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуля­ции.

Правильное носовое дыха­ние способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятству­ет разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлажде­ния.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное рече­вое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воз­душной струи.

На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.

2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помеще­нии или при открытой фор­точке.

3. Заниматься до еды.

4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одеж­де.

5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.

7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди. Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

9. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 -3 сек.

 

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

1. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнуты­ми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и часто­ту произношения.

3. «Пастушок» — подуть но­сом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные сто­роны коров; показать ребен­ку что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

4. «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, про­износя «гу-у-у» (8-10 раз).

5. «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы,  указа­тельный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть пра­вой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в ре­зультате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выпол­нить такие же действия прижимая правую ноздрю.

6. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынес­ти вперед и зафиксировать положение на несколько ми­нут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося: «ш-ш-ш» (6— 7 раз).

7. «Маятник» — сесть по-ту­рецки, руки на затылке; спо­койно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное поло­жение — вдох. Повторить 3— 4 раза.

8. «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апель­син, духи, варенье и т.д.).

9. «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать че­тыре глубоких вдоха и задер­жать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.

10. «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

11. «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, мед­ленно опустить руки — вы­дох. Произнести: кар!

12. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выды­хая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

13. «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

14. «Пилим дрова» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

15. «Дровосек» — встать пря­мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топори­ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус накло­нить, позволяя рукам «прору­бить» пространство между но­гами. Произнести «ух». По­вторить 6—8 раз.

16. «Сбор урожая» — встать пря­мо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.

17. «Комарик» — сесть, нога­ми обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдох­нуть, медленно повернуть ту­ловище в сторону; на выдохе показать, как звенит кома­рик — «з-з-з»; быстро вер­нуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

18. «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка рас­ставить, руки на поясе. Вдох­нуть (пауза 3 с). Наклон в ле­вую сторону — медленно вы­дохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдох­нуть. Повторить 3—4 раза.

19. «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10—15 с).

20.  «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

21. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выхо­дит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».

.  .  .