Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Экологическая игра «Природа наш дом - береги её»

Дата публикации: 2018-10-11 12:44:51
Статью разместил(а):
Шевелева Татьяна Михайловна

Экологическая игра

«Природа наш дом - береги её»

Автор: Шевелева Татьяна Михайловна

СП МАОУ Борковская СОШ

 

Одним из ведущих условий, обеспечивающих развитие ребёнка, является включение его в совместную деятельность с взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Наш детский сад начал работу опытной – экспериментальной площадки на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников, через экспериментальную деятельность». Первый этап проектной деятельности: « Я люблю свою планету».

Над этим проектом  я и начала  работать. Дети моей группы, это будущие первоклассники и моя цель развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Самостоятельно дети пока этого не могут делать, поэтому привлекаю родителей. Даю задания, рекомендации, чтобы они вместе добывали информацию.

Предварительная работа с родителями: 

1.       Поиск ответов на вопросы о лекарственных растениях.

2.       Изготовление книжек – малышек о растительном, животном мире, о птицах.

3.       Проведение акции « Посади дерево», подготовка паспортов деревьев и кустарников.

4.       Поделки из бросового материала для  прогулок на участках и сюжетно – ролевых игр.

5.       Беседы о Тюменском районе.

6.       Подготовка атрибутов к играм.

 

Хочу представить  результаты нашей совместной деятельности .

Участники: Дети подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель: Закрепить представления о растениях и животных  родного края, расширить кругозор детей.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания о характерных особенностях представителей мира животных и растений, образе их жизни; Знать и отличать живое от неживого на основе признаков; Уметь различать по внешним признакам лекарственных растений,  знать способы использования их в жизни;

Развивающие: Развивать чувство прекрасного. Создавать  и получать положительные эмоции, хорошее настроение от  увиденного  и собственного вклада в природу.

Воспитывающие: Воспитывать и прививать бережное отношение к природе с детства;

Соблюдать нормы и правила поведения.

Подготовительная работа:

Ознакомление с объектами неживой природы; наблюдение за живыми объектами, растениями; чтение художественной и познавательной литературы; беседы на темы: «Планета Земля в опасности», «Живое - неживое», «Кто главный в лесу?», «Что нужно людям?», «Лекарственные растения», «Как нужно вести себя в лесу?» и др. ; продуктивная деятельность.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Я рада приветствовать всех присутствующих ! Сегодня мы собрались на познавательную игру: «Наш дом природа - берегите её». А проходить игра будет между двумя командами: «Кузнечики» и «Капельки». В ходе игры каждая команда проверит свои знания о нашей планете Земля и знания своих соперников. Участников команд прошу терпения, не выкрикивать, если отвечает другая команда; если команда не знает ответа на заданный вопрос, то ответить может команда соперников. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди. Не забывайте это командная игра, думаем – вместе, делаем – сообща с командой.

Сейчас нужно самим поделиться на две команды: у кого в имени 4 буквы, тот становиться за команду « Кузнечики», у кого в имени 5 и более букв, тот команда «Капельки».( Когда дети поделились на команды, прикрепляются на каждого участника эмблемы )

Приветствие команд:

«Кузнечики»: С утра кузнечик скачет по травинкам,

Скачет по листочкам,

Будто весь огромный мир

Обскакать он хочет.

Обо всем на свете знать

Наш кузнечик хочет.

«Капельки»: Мы любим природу и бережем

В обиду ее никому не даем.

Чтоб природа человеку была рада,

Охранять ее нам надо!

Привет! – соперникам мы говорим,

Не огорчайтесь, если победим.

 

Разминка для ума.

1. В какое время года чаще бывает гроза? (летом);

2. Кто спит вниз головой? (летучая мышь);

3. Когда заяц серый? (летом);

4. Какого цвета листья на деревьях зимой? (листьев зимой нет); 

5. В какое время года собирают землянику? (летом);

6. В синей чаще – желтый мяч, он и светел и горяч. (солнце);

7. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла);

8. Какие грибы растут на пнях? (опята);

9. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит);

10. Кто трижды поменяет свое обличье? (Насекомое: из яиц - гусеница, куколка, бабочка);

11. Что станет с зелёным мячиком, если он упадёт в Жёлтое море? ( Он намокнет);

12. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка);

13. У какого дерева белый ствол? (Берёза);

14. Что такое зелёный покров Земли? (Трава);

15. Сколько ног у паука? (Восемь);

16. У какого насекомого пять глаз? (Пчела);

17. Какое дерево плохо переносит задымлённую атмосферу? (Ель);

18. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка);

19. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник);

20. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).

 

Воспитатель: Молодцы! Легко справились с разминкой!

1 задание.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки: (птица, рыба, камень, цветы, медведь,солнце, дождь, снег, дом, книга).

Участники командодни отбираютизображения неживой природы, а другие живой и потом нужно  объяснить, чем отличается живая природа отнеживой. (Движется, питается, растет, дышит, размножается).

2 задание.

Заходит Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Мне сорока на хвосте принесла, что вы изучаете природу родного края. Я стал совсем стар и забывчив, помогите мне разобраться в лекарственных  травах. Подскажите, как называются травы? (Показывает картинки лекарственных трав).

Доктор Айболит: Молодцы, а сейчас посоветуйте лечение народными средствами, если:

1. У Ромы болит горло. Чем можно полечить?  (Можно полоскать горло отваром ромашки, календулы.)

2. Наша Вика простудилась, у нее сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (При кашле надо пить отвар зверобоя и мать-и-мачехи.)

3. Ваня во время прогулки поранил коленку. Какой травой можно залечить ему рану? (Приложить подорожник).

4. У Маши выпадают и ломаются волосы. Чем их можно укрепить? (Ополаскивать отваром крапивы.)

Доктор Айболит: Спасибо, вам детки, помогли разобраться старику. Буду чаще повторять, чтобы не забывать. А вы случайно не знаете травку для улучшения памяти? ( донник, мелисса, зверобой, сосновая хвоя..) Хорошо буду заваривать фиточай. До свидания!

3 задание.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на слайде)

Предлагается в каждой группе животных выбрать лишнее и объяснить почему.

1. лось, олень, кабан, косуля,

2. волк, лиса, заяц, рысь.

3. лев, бобр, медведь, волк.

4. енот, соболь, норка, мышь.

 

4-задание (на слайде).

Воспитатель: Все люди любят ходить на природу, гулять и отдыхать в лесу, но не все знают, как необходимо вести себя вежливым гостям, чтобы не навредить нашему зеленому дому. Перед вами картинки «Так поступать нельзя!  «Вам нужно рассмотреть и узнать, что изображено на каждом рисунке и о чем оно говорит.

- Детям нужно назвать правила поведения под девизом «Будем друзьями леса». (Не шуметь, не сорить, не рвать с корнем растения, не ломать ветки, не жечь костры, не загрязнять водоемы, не разорять гнёзда и т. д).

 

Музыкальная пауза «Зверобика».

5 задание « Узнай явление природы».

Звучит фонограмма дождя, грозы, шторма, грома, ветра, снежной бури …

(дети отгадывают звук)

Конкурс для капитанов команд.

Для капитана команды «Кузнечики»

1.       От чего плавает утка? (От берега)

2.       Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

Для капитана команды «Капельки»

1. Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько) 

2. Курица, когда стоит на двух ногах весит 4 килограмма. Сколько она будет весить, если будет стоять на одной ноге?

 

6 задание «Экологические проблемы» (слайды)

Ребенок:

Ну а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда-то ЧИСТЫЙ, ГОЛУБОЙ,

Теперь он грязный и больной

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобой!

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете!

Воспитатель: Нужно определить на слайдах экологические проблемы.

1.       Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.

2.       Незаконная охота – браконьерство.

3.       Вырубка лесов.

4.       Выхлопы от машин, отходы от заводов -  загрязняют атмосферу.

Воспитатель: Как мы должны вести себя, чтобы этого не получилось?(не мусорить, не вырубать незаконно леса, неуничтожать без меры животных, без надобности не пользоваться машинами- больше ходить пешком, и придумать в будущем способ, как не загрязнять атмосферу выхлопами заводов).

 

7 задание.

Воспитатель: Что вы знаете о Тюменском крае?

1.       Как называется ваша малая Родина? (Борки)

2.       Что изображено на гербе села Борки?

3.       Какая речка протекает в нашем крае? (Тура)

4.       Сколько лет исполняется Тюменскому району? (95 лет)

5.       Какие предприятия, комбинатыесть в Тюменском районе?(птицефабрика, молочный комбинат, мебельная фабрика, машиностроительный завод, аккумуляторный завод, хлебокомбинат, мясо и рыбокомбинат…)

6.       Какие сёла находятся на нашем тракте?(Каскара, Ембаево, Созоново, Щербак…)

8 задание.

Воспитатель: Предлагаю вам по плакату с изображением нашей  планеты Земля. Вам необходимо каждому из участников команды нарисовать на шаблоне руки, то что вы думаете необходимо беречь и о чем нужно заботиться на нашей планете; и после  защитить свою работу.

 

Стихи для защиты своих работ от каждой команды:

Мусорная фантазия:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв) 

Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким) 

 

(Пока дети выполняют задание предлагается блиц-опрос для присутствующих..)

«Блиц – опрос».

1. Какой цветок называют царицей цветов? (Роза)

2. Природная зона, находящаяся под особой охраной? (Заповедник)

3. У какой птицы красная грудка? (Снегирь)

4. Как называется дом муравьев? (Муравейник)

5. Какой цветок символ нашей страны? (Ромашка)

6. Какая птица любит пить березовый сок? (Дятел)

7. Кто встречает лето в шапке меховой? (Одуванчик)

8. Кто четыре раза в году переодевается? (Лес)

9. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

10. Какое дерево является символом России? (Берёза)

11. Какие грибы ест ёж? (Никакие. Ёж грибы не ест)

12. Кто видит ушами? (Летучая мышь)

Воспитатель: Сегодня во время проведения викторины обе команды показали отличные знания. Команды активно участвовали и не отставали друг от друга. (Участникам вручаются призы – наклейки с животными). Всем большое спасибо за участие.

В течении дня мы будем продолжать выполнять разные задания, играть в игры по экологии, проводить опыты. В конце дня активные, любознательные, заботливые любители природы получат эмблемы « Друзья природы».

.  .  .