Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сказки-шумелки в музыкально-творческом и нравственно-патриотическом развитии дошкольников

Дата публикации: 2018-10-11 08:58:00
Статью разместил(а):
Балакшина Ольга Николаевна

Мастер-класс 

«Сказки-шумелки в музыкально-творческом и нравственно-патриотическом развитии дошкольников»

Автор: Балакшина Ольга Николаевна

СП МАОУ "Борковская СОШ Тюменской области"

 

Цель: Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок. 

 План: 

I часть — теоретическая;

II часть — демонстрация самодельных муз. инструментов.

III часть — практическая.

 

Ход мероприятия:

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история… 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. 

Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: 

·         нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); 

·         нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); 

·         нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); 

·         нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. 

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. 

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. 

Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

 В своей работе я часто использую сказки, это и инсценированные и  в виде презентаций и конечно же сказки-шумелки, для чего делаю самодельные музыкальные инструменты.    Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм,  Как вы думаете, что такое шум? (Ответы педагогов)

Муз.рук.:  Правильно, шум — это беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. 
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. 
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,

Ход мероприятия. 

Муз.рук.:

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

И может что-то новое, вам я  расскажу.

М.р. Уважаемые коллеги сегодня я хочу познакомить вас со сказкой – шумелкой, которая является эффективным упражнением для слухового восприятия, памяти, мелкой моторики и фантазии ребёнка. Её вы можете использовать в образовательной деятельности, физминутках и в повседневной самостоятельной деятельности. И так, я попрошу подойти и выбрать себе понравившийся инструмент. (Педагоги подходят рассматривают инструменты и выбирают для себе один из инструментов) 

М.р. Ну вот вы и выбрали себе роль. (Называю, кто, что будет озвучивать) Сегодня мы озвучим с вами р.н. сказку «Пых».

 

СТРАШНЫЙ ПЫХ

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.
Дед мастерил: молотком стучал
БАРАБАН
и пилой пилил.
РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА
Бабка пол подметала
СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
И пыль вытирала.
ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
КСИЛОФОН
Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу 
БАРАБАН
Потом по камушкам,
КСИЛОФОН
А потом по травке
ЦЕЛЛОФАН
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат
«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»
и комарики пищат
«зззззззззззззз»
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то 
на него как фыркнет:
ФЫРКАТЬ: ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ…
Дед испугался и домой побежал.
КСИЛОФОН И БАРАБАН
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу 
БАРАБАН
потом по камушкам,
КСИЛОФОН
а потом по травке.
ЦЕЛЛОФАН
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат
«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»
и комарики пищат.
«зззззззззззззз»
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:
ФЫРКАТЬ
Бабушка испугалась и домой побежала.
БАРАБАН
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие бояки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу, 
БАРАБАН
потом по камушкам
КСИЛОФОН
а потом по травке.

ЦЕЛЛОФАН
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:
ФЫРКАТЬ
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком.
ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
КСИЛОФОН
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ.

Муз.рук.: С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

Желаю вам творческих успехов!

Но а в заключении в преддверии Новогодних праздников я предлагаю вам исполнить «Новогоднюю польку» с видео роликом. Какие инструменты вы увидите на экране, на тех и будем играть.

Шумовой оркестр: "Новогодняя полька".

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. 

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством– музыкой.

.  .  .