Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности

Дата публикации: 2018-09-04 13:22:43
Статью разместил(а):
Калабина Татьяна Михайловна

Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности 

Автор: Калабина Татьяна Михайловна

МБДОУ «ЦРР – ДС «Алёнка»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии  творческой  активности у дошкольников.

Задачи:

·        развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

·        формировать правильное диафрагмальное дыхание;

·        отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой;

·        развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух, просодические компоненты речи;

·        развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки;

·        развивать коммуникативность;

·        формировать навыки релаксации.

Материал и оборудование: 2 набора детских музыкальных инструментов, текст разминки, искусственные цветы, шапочки героев сказки «Репка», столы.

Ход выступления:

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.  

Муз. рук.:  Сегодня я приглашаю вас в весёлое путешествие. Перед тем как отправиться  в путешествие нужно что сделать? Правильно собрать вещи.

Проигрывается  чистоговорка  «Чемоданы собираем.

Чемоданы собираем      -   хлопют в ладошки          

И в автобус загружаем   -   складывают   руки  «полочкой»

Пассажиры суетятся    -   «моталочка»

На сидения садятся     -   хлопают в ладошки

Уезжаем, уезжаем   -   машут правой рукой и левой

Телеграммы  посылаем   -   ударяют кулачком об кулачок

Вот вокзал  -  поднимают руки вверх

Нас поезд ждёт. -   складывают руки  «паровозиком»

№1     Под  музыку отправляемся на паровозике  «Весёлый  паровоз». (Сидя на местах руки согнуты в локтях, имитируем движение поезда, стук колёс хлопками по коленям поочерёдно  одной  рукой  и  другой).

Муз. рук.: Итак  остановка - разминка.

                 Кто умеет веселиться,  заскучать тот  не боится!

                 В круг  скорее  становитесь  и все вместе   разомнитесь.

Под музыку характерную для каждого героя  исполняются упражнения.

№ 2  «Весёлая  зарядка»

Муз. рук. :  Отправляемся дальше.

№ 3 По музыку отправляемся на паровозике  «Весёлый  паровоз». (Сидя на местах руки согнуты в локтях, имитируем движение поезда)

1. И вот остановка Угадайка.

Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» 

(Участники  каждой  команды  отстукивают ритмический рисунок  палочками  одной из предложенных народных песен: «Во поле берёза стояла», «Пошла млада за водой», «Я на камушке сижу», «Во саду ли в огороде», «Ах вы сени»).

Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,

                А ведь так бывает

                Координацию движений, ритм

                В упражнениях развиваем.

Звучит «НАРОДНЫЙ  ТАНЕЦ»(музыка «Ах вы сени»). На каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; г) два  притопа; в) два  щелчка   пальчиков над головой.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. Поэтическое  музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Участники (по желанию) выбирают  шумовые инструменты,  озвучивают стихотворение «Ночь».

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

 

Муз.рук.: Пока  наши  участники готовятся,  я вам предлагаю   немного   подкрепиться, поиграть в игру «Звуковой  бутерброд»

Игра «Звуковой бутерброд».  

Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.  Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

 Цель игры: научиться  поочередно "включать и выключать звук", то есть: 

Я отрезаю хлеб -  звучат деревянные инструменты 

Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты                                

А теперь положу колбасу- шумовые инструменты 

Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические                                                                     

Осталась колбаса - только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают.  

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.  

Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем  молча.

Упражнение «Испорченная пластинка» 

Вырабатывается  исполнение  ансамблем.

Исполняется фрагмент песни «Два  весёлых  гуся» и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Жили  у  бабуси                             вслух

Два  весёлых  гуся                         про себя

Один  белый                                   вслух

Другой   серый                               про себя

Два  весёлых  гуся                         вслух

Один  белый                                   про  себя

Другой   серый                                вслух

Два  весёлых  гуся                         про  себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

№ 5 Развитие воображения является  одним из важнейших сторон в развитии творчества. (Исполняется  танец – игра «Цветочки». Аудитории раздаются цветы,  исполняются движения под песню).

№ 6 В жизни каждого ребёнка большое значение имеет сказка. Но каждый день  слышать прочитанную сказку очень утомительно. В музыкальной деятельности мы используем язык музыки,  жеста и  танцевальных  движений.

(Под  музыку проигрывается сказка «Репка». Каждый герой обыгрывается танцевальным движением). 

Муз. рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

Танцтерапия.

Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

№ 7 Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Под   музыку отправляемся на паровозике  «Весёлый  паровоз». (Сидя на местах руки согнуты в локтях, имитируем движение поезда, стук колёс хлопками по коленям поочерёдно  одной  рукой     и  другой).

№ 8 Релакс

Муз.рук.: Представьте, что к каждому  суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки".

Участники-кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток. 

Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Обратная связь.

На столах имеются фломастеры и безликие маски. Родителям  предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.

.  .  .