План-конспект НОД "Дифференциация звуков "Ч" и "Щ"
План-конспект НОД для детей старшей группы
"Дифференциация звуков "Ч" и "Щ"
Автор: Рассказова Ксения Анатольевна
Цель: Создание условий для формирования умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.
Задачи:
- Упражнять в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»
- Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ: слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук.
– Развивать слуховое внимание и память.
– Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.
Материал и оборудование: сундучок с раскрасками, конверты с заданиями, карточки со словами, мешочек с предметами, корзины.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу . А теперь садимся на свои места.
- Ребята, к нам в группу пришло заказное письмо, давайте с вами посмотрим от кого оно?
Оно от буратино, и похоже он очень грустный, а почему, давайте узнаем?
Воспитатель читает письмо от Буратино.
Буратино: Я шел к Вам в гости с сундучком и ключиком. Проходя мимо речки, уронил ключик от сундучка, а щука его подхватила и не отдает. Отдаст тогда, когда выполню её задания. А я не как не могу их выполнить. Щука за мной будет наблюдать.
- Ребята, давайте с вами ему поможем.
Ну, что поможем Буратино?
(Буратино дает конверты с заданиями).
1. Вот конверт с первым заданием.
- Угадайте, что общего в этих словах:
чашка, чайник, чеснок, чемодан, черепаха, часы,
- Следующие слова:
щетка, щенок, щука, щипцы, щегол.
- Правильно, теперь мы переходим ко второму заданию.
2. Услышав звук, «Ч» изобразите движение поезда. А услышав звук «Щ» - покажите, как пилят дрова (сначала все дети, потом только девочки, потом только мальчики).
3. Следующие задание: Достаньте предмет из «волшебного мешочка» и скажите есть ли в названии этого предмета звук «ч»-щ» : дощечка, чайник, чашка, щетка, колокольчик, прищепка, ручка, мяч, кузнечик, чебурашка, чай.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Пяточка - носочек раз, два, три.
А теперь потопаем,
Ручками похлопаем.
А ещё попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
Покружились в вправо - раз,
Покружились в влево – два.
И снова ещё раз - повторяем этот пляс.
- Ребята, посмотрите у нас с вами две корзины.
Нам нужно в первую корзину положить картинки, в названии которых есть звук «ч», а во вторую корзинку картинки, в названии которых есть звук «щ». Подумайте внимательно и выберите, какие картинки вы разложите по корзинам.
(черепаха, щегол, щука, лошадь, ласточка, щенок, червяк, чайник, чашка, щетка, прищепка, зубная щетка, часы, кирпич, колокольчик, ящик, очки, плащ).
- Молодцы.
- А теперь ребята, щука нам приготовила загадки. Слушайте внимательно.
1. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна.
При том такая злюка!
Конечно, это ... (щука).
2. У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
3. Она чистит зубы чётко,
У меня зубная ... (щётка).
4. Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (часы).
5. Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт - не знаю - в нём!
Что за зверь? - я видел лапу!!!
Успокоил меня папа -
Места нет для страха!
Это - ...! (черепаха).
- Ну, вот ребята, мы с вами справились со всеми заданиями.
- Что вам больше всего понравилось на занятие?
- Посмотрите ребята и сама щука говорит, что мы справились со всеми заданиями, и отдает ключик Буратино.
- Буратино, будь внимательнее и ничего больше не теряй.
(Буратино благодарит детей.)
- Буратино, а ты нам покажешь, что ты нам принес?
- Давайте посмотрим, что принес нам Буратино в сундучке.
(Буратино открывает сундучок и показывает детям, что он принес).
- Буратино принес нам не простые раскраски, а на звуки «ч» «щ», мы с вами раскрасим их в группе.
- Скажем Буратино спасибо.