Технология социально-коммуникативного развития "Групповой сбор"
Технология социально-коммуникативного развития
"Групповой сбор"
Автор: Еловикова Зоя Николаевна
Цель мастер - класса: Создание условий для проявления профессионального интереса к новой технологии и педагогического мастерства педагогов.
Задачи мастер - класса:
• Познакомить педагогов с методикой проведения технологии групповой сбор;
• Оказать помощь и поддержку в организации проведения группового сбора (моделирование отдельных приемов, элементов).
Оборудование: дидактический материал (колокольчик, бубен…); игра, доска выбора; значки – оценки; метки; пиктограммы.
Предполагаемый результат мастер – класса:
• Присутствует проявление профессионального интереса к технологии;
• Усвоена структура группового сбора;
• Активизированы умения проведения отдельных приемов, элементов технологии;
• Присутствие ситуации профессионального успеха.
- Добрый день, уважаемые коллеги! На сегодняшнем мастер – классе я хочу поделиться с вами своим опытом работы. Тема нашего мастер – класса связана с использованием методики организации и проведения группового сбора (включение детей в совместную деятельность).
- И начну я с таких слов:
Можно много видеть, читать,
Можно кое – что вообразить,
Но, чтобы сделать, необходимо уметь,
А умение дается, только изучением техники.
(М. Горький)
- Думаю, что эти слова подтверждают, поставленные цель и задачи мастер – класса.
- Цель мастер – класса направлена на мотивирование вас, на использование в работе технологии - «Групповой сбор».
- Задачи мастер - класса:
• Ознакомить со структурным элементом группового сбора;
• Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении группового сбора;
• Ознакомить с методикой проведения.
- Современный образовательный процесс в дошкольном образовании должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.
- Групповой сбор – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою активность во всех образовательных областях. Эта форма становления и развития у детей ключевых компетентностей по (ФГОС ДО п. 1.4., 3.4.2.).
- Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования. Основная идея группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
- Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.
- Групповой сбор для дошкольников – это, прежде всего возможность самостоятельно выбирать где, с кем и чем они хотели бы заниматься; возможность ежедневной тренировки навыка выбора, воспитанию самостоятельности, возможность умения планировать свою деятельность; возможность межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.
- Педагогов групповой сбор нацеливает на создание условий, стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность детей в разных видах деятельности.
- А сейчас мы с вами приступаем к практической части нашего мастер класса. Где мы познакомимся со структурными элементами группового сбора и отработаем отдельные приемы.
- Групповой сбор начинается с оповещения детей о начале. Каждый воспитатель для своей группы выбирает прием оповещения. Сейчас я вам предложу несколько элементов для оповещения детей на групповой сбор. Вызываю 2 участников мастер – класса.
- Что можно использовать для оповещения группового сбора?
- С первым элементом группового сбора вы справились достойно. Спасибо. (дополнение: еще можно использовать веселую музыку, звон колокольчика, речёвку, погремушку, песочные часы…)
- Вторым структурным элементом группового сбора является… (спрашиваю участника) Да, правильно, это организация круга.
- Да, сбор проходит в виде круга – круг, это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе. Групповой сбор может проходить в виде круга, где дети вместе с воспитателем, сидят на стульчиках.
- Коллеги! Кто мне из вас скажет, как еще можно расположить детей по кругу? (На подушках, мягких модулях, просто на ковре и т.д.)
- Я с вами согласна, существуют разные способы рассаживания детей по кругу.
- Идем дальше. Третьим структурным элементом группового сбора является… Скажет нам… (приветствие)
- Да, мы с вами знаем, все дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и взрослых. Существует много способов приветствия: есть много веселых, занимательных, уважительных, они могут содержать комплименты, пожелания, дети здороваются ладошками, плечиками.
- Сейчас мы с вами попробуем организовать приветствие, которое называется «Здравствуйте». (рассказываю стихотворение, сопровождая движениями по тексту)
- Приглашаю всех в круг.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).
- Умницы, поприветствовали друг друга!
- Кто из вас догадался, какую форму приветствия я взяла? Да, это игра, но существуют разнообразные формы приветствия: игровые моменты, игры, песни, считалки, речёвки, формы приветствия разных народов, комплименты).
- Как вы думаете, для какого возраста воспитанников эта игра?
- Как вы думаете, в приветствии можно использовать различные предметы? (при организации проведения приветствия можно использовать любые предметы – любимые игрушки детей, мяч, флажок, также коммуникативные игры – приветствия, соответствующие возрасту ваших детей.
- Предусматривала ли я использование различных предметов в игре? Нет.
- Спасибо, присаживайтесь.
- Следующий этап группового сбора – обмен новостями… (Новости) Как думаете вы, коллеги, какие значимые события могут волновать ребенка? (родился братик, предвкушение праздника, подарок, мероприятие, купили собаку, поездка…)
- Этот этап является самым любимым у детей, так как детям предоставляется возможность рассказать другим то, что знает он один. На данном этапе происходит обмен информацией. Темы новостей могут носить различный характер; традиционно по понедельникам проводятся новости выходного дня. При проведении этого структурного элемента группового сбора воспитатель сталкивается с определенной проблемой, предоставление возможности каждому ребенку что-то рассказать, чтобы избежать этих проблем воспитателю необходимо – коллегиально решить с детьми, договориться какое количество и кого сегодня будем слушать; четко следить, чтобы в течение недели каждый ребенок поучаствовал.
- Существуют приемы установления последовательности новостей детей в течение недели: положить любой предмет в карман, крепление определенного значка, предупреждение. Эти приемы используются до начала группового сбора.
- Также воспитатель вводит определенные правила поведения и речевого этикета, соответственно возрасту детей.
- Следующая часть группового сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на «Доске выбора».
- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поработать с доской выбора. Приглашаю вас подойти ко мне.
- Я буду воспитателем, а вы детьми. Перед вами пиктограммы. Как вы думаете, что они обозначают? (Это групповые центры)
Работа с участниками:
- Во что ты сегодня хочешь играть?
- Какой материал тебе сегодня понадобиться?
- С кем бы ты хотел этим заниматься?
- Сейчас вы сделаете свой выбор по своим интересам с помощью ваших меток.
- После выбора дети занимаются самостоятельной деятельностью и договариваются о том, что они заканчивают после того, как прозвучит сигнал, который вы выбрали вначале.
- Вот я и познакомилась с вашими интересами.
- Завершающим компонентом группового сбора является анализ результатов детской деятельности. Воспитатель предлагает примерные вопросы детям.
- Что ты сделал и что ты об этом думаешь?
- Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
- Доволен ли ты результатом своей работы?
- Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает.
Показ с объяснением.
- Палец вверх – я старался, я доволен!
Палец вниз – я старался, но не получилось.
- Значков – оценок существует множество вариантов – ваше желание. (солнышко, зайчик, черепашка…)
- Вот мы с вами и закончили знакомство со структурой группового сбора. И постарались отработать его отдельные элементы.
- Мне бы было приятно, если бы вы, используя последний компонент группового сбора (рефлексия) проанализировали свою деятельность на мастер – классе. Давайте попробуем! Прошу вас высказать свое мнение с помощью значков (предлагаю значки).
- Уважаемые коллеги! Я испытываю удовлетворение и мой мастер – класс я надеюсь, прошел не зря.
- Как вы думаете, необходима ли такая форма совместной деятельности с детьми соответственно современных требований развития и воспитания детей? Почему?
- Закончить свой групповой сбор я хочу словами «Хороший утренний сбор, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринужденно. И мне хочется пожелать таких мгновений вам, в вашем нелегком, но важном труде. Но надо помнить! В организации совместной деятельности у нас, взрослых больше обязанностей, а у детей – больше прав».
- Благодарю всех за участие, желаю вам творческих успехов!