Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Разноцветный калейдоскоп"
Мастер-класс для педагогов
"Дидактическая игра "Разноцветный калейдоскоп"
Автор: Грешнякова Татьяна Николаевна
МАДОУ "Юго-Камский детский сад "Планета детства"
п. Юго-Камский, Пермский край
Задачи:
- Познакомить с дидактической игрой «Разноцветный калейдоскоп».
- Обогатить умение использования дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста.
- Спроектировать различные варианты использования дидактической игры в педагогической деятельности.
Оборудование, материалы, инструменты: раздаточный материал: поле дидактической игры (6 штук), шариковые ручки, бланки для заполнения; демонстрационный материал: разные варианты игрового поля дидактической игры «Разноцветный калейдоскоп»; изображение нераскрашенного калейдоскопа, цветные листы (стеклышки) 8 цветов; оборудование для мультимедийной презентации, магнитная доска; 4 стола, 6 стульев.
Ход совместной деятельности:
1 часть. Приветствие. Презентация опыта педагога-мастера
- Добрый день, уважаемые коллеги! Татьяна Николаевна Грешнякова, воспитатель, «Юго-Камский детский сад «Планета детства». Приглашаю 6 человек для участия в мастер-классе: пожалуйста, рассаживайтесь по 2 человека за стол. Ну что ж, все готовы.
- Скажите громко и хором, коллеги, помочь откажетесь мне в работе?
Деток вы любите?
На мастер-класс, вы, пришли - сил почти нет…
Вам лекции хочется слушать здесь?
Я вас понимаю… Как быть нам, друзья?
Проблемы детей решать нужно нам?
Последнее спрошу у вас я: активными все будете?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Дидактическая игра «Разноцветный калейдоскоп».
Давайте вспомним: что такое дидактическая игра, её значение и виды? Ответы на эти вопросы нужно составить из разрезанных на несколько частей фраз.
1. Вам необходимо собрать понятие д/и.
2. Вам нужно отметить её значение на развитие ребёнка.
3. Вам вспомнить виды д/и и их примеры.
(приложение 1) (совместная работа всех подгрупп). Молодцы!
А сейчас представьте себе разноцветный калейдоскоп – игрушку из нашего детства. Какая это игрушка? (ответы участников мастер-класса). Правильно, калейдоскоп – это разноцветная, яркая, красочная, интересная, завораживающая игрушка.
Сегодня я познакомлю вас с такой же интересной дидактической игрой «Разноцветный калейдоскоп» (раздать участникам игровые поля).
Содержание игры (раздаются листы каждому участнику): игра представлена в виде квадрата (80х80 см - демонстрационный вариант (на презентации), 25х25 см – уменьшенные копии для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми), разделённого на 49 клеток с разноцветными рисунками различных предметов (одежда, обувь, мебель, транспорт и т.). Клетка с точкой в середине игры является зрительным ориентиром, «началом пути» для движений глаз и руки. Для многоразового использования игровые поля были заламинированы. Игроки пользуются маркерами и салфетками. Сегодня вместо маркера нашим помощником будет пальчик.
2 часть. Практическая часть мастер-класса.
Сейчас мы рассмотрим варианты игровых заданий, я говорю задание, а вы выполняете, отвечать будем все вместе:
• «Назови предметы, имеющие круглую форму»;
• «Найди все предметы, относящиеся к одежде, назови их цвет»;
• «Какой из фиолетовых предметов относится к мебели?»;
• «Проведи пальчиком линию вправо от точки и назови предметы по порядку»;
• «В левом верхнем углу, не отрывая пальчик, соедини прямыми линиями все овощи. Какая геометрическая фигура получилась?».
Правильно, все справились заданиями.
3 часть. Моделирование
Игра задумана как многоцелевая. С помощью представленной игры можно решать многие задачи. А какие именно и варианты их решения предлагаю продумать вместе. Для этого продолжим нашу работу в парах.
Раздаю карточки с заданиями, которые вам необходимо выполнить: (Выполнение участниками заданий. Выступают группы по очереди).
1 группа - продумать и прописать в бланк, какие задачи решает данная дидактическая игра с исходным игровым полем (ответы - смотрим слайд в презентации) Превосходно.
2 группа – заполнить пустое поле картинками для решения задачи: развитие звуковой культуры речи. Предложить свой вариант игрового задания. /Назови картинки на звук…, назови первый звук в картинках красного цвета и т.д./ Интересный вариант игры.
3 группа – заполнить пустое поле картинками для решения задачи: развитие ориентировки на листе. Предложить свой вариант игрового задания. / Найди по адресу, доставь посылку, отгадай загадку - найди отгадку и др./ Ваш вариант игры это то, что нужно для решения поставленной задачи.
Вывод: мы с вами увидели, что возможно создать новое игровое поле для любой задачи, над которой необходимо поработать с детьми.
Данная игра авторская – разработала её учитель-дефектолог детского сада «Росинка» Ленинградской области Арчинекова Ольга Петровна, для работы с детьми с различными нарушениями зрения (игровое поле автора на презентации).
Я внесла свои изменения, создала новые поля с другими картинками и заданиями (показ игровых полей, слайд на презентации).
Как вы знаете, дидактическая игра предполагает результат, выигрыш. Для решения этой задачи в своей работе использую систему фишек (смайлики). За каждое правильно и быстро выполненное задание ребёнок получает смайлик: кто больше накопил, тот и победитель.
4 часть. Рефлексия
Подвести итог нашей с вами работы нам поможет калейдоскоп! Его необходимо раскрасить. Возьмите себе по одному цветному стёклышку, в них прописаны фразы, которые нужно завершить. Пожалуйста, заполните стеклышки, давайте проговорим, кто что написал и раскрасим калейдоскоп! (последним свое мнение проговаривает сам руководитель мастер-класса).
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Было трудно, непонятно…
Я приобрела…
Попробую применить в своей работе…
Меня удивило…
Мне захотелось … - для участников из зала
Я поняла, что …, теперь я могу … - для мастера
Благодарю всех за активное участие и творческие идеи. Мне было приятно с вами работать! В завершение нашего мастер-класса хочется предложить вам буклет «Разноцветный калейдоскоп» (мастер раздает буклеты участникам мастер-класса).
Играйте с детьми, играйте сами и получайте от игры удовольствие! Спасибо.
Приложение 1.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Значение дидактической игры: является средством воспитания, выполняют обучающую и развивающую функцию пяти образовательных областей развития детей дошкольного возраста.
Виды дидактической игры:
1. Игры с предметами - используются игрушки и реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена): чудесный мешочек, угадай что спрятали, найди и принеси похожие предметы, вкладыши, пирамидки.
2. Настольно-печатные игры - «На столе - напечатаны»: лото, домино, сложи картинку, шашки, пазлы.
3. Словесные игры - построены на сочетании слов и действий играющих: летает – не летает, третий лишний, назови одним словом, скажи ласково, съедобное-несъедобное.