Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс на тему "Изготовление лэпбука "Мои права и обязанности как человека и гражданина"

Дата публикации: 2017-05-31 10:12:25
Статью разместил(а):
Горохова Елена Геннадьевна

Мастер – класс на тему:

"Изготовление лэпбука

"Мои права и обязанности как человека и гражданина"

Автор: Горохова Елена Геннадьевна

 

Наши дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое воспитание детей.

По рекомендации ЮНЕСКО, правовое воспитание предлагается начинать в дошкольном возрасте, так как именно в это время закладываются основы будущей личности, формируется культура поведения, нравственные качества, отношение ребенка к другим людям.

Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, дети получают возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод  других людей.

             Понятие «право» нелегко дается детям. Оно абстрактно, право нельзя потрогать, увидеть, и не всегда понятно, о чем идет речь. Однако знакомить детей с правами и обязанностями нужно. ФГОС ДО предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых.

При изучении детских прав и обязанностей необходимо создавать условия для закрепления полученного материала в свободной деятельности детей. Решением данной задачи я вижу в использовании детьми лэпбука.

Несомненно, Вы уже знакомы с данной технологией и имеете в своем арсенале несколько лэпбуков различной тематики, и ваши воспитанники с удовольствием их используют.

Я предлагаю вам материал для наполнения лэпбука «Мои права и обязанности как человека и гражданина».

Вы знаете – то, что делается совместно с детьми, запоминается ими намного лучше, нежели просто увиденное, пусть и очень красивое. Поэтому необходимо привлечь детей к оформлению этой интерактивной папки. Отмечу, что лэпбук целесообразно изготавливать после завершения всех мероприятий на правовую тематику по правам. Можно как презентацию проекта, если таковой планировался.

Алгоритм изготовления лэпбука вам уже известен, я кратко напомню, из чего он состоит: определяемся с темой, возрастной категорией, составляем план, раскрывающий тему, т.е., какой материал будем использовать, рисуем  макет, который определяет порядок размещения материала и подбираем или изготавливаем материал.

Итак, тема нашего лэпбука «Мои права и обязанности как человека и гражданина», возрастная категория – дети 7-ми лет.

Вопрос в зал: «Как вы думаете, что может служить наполнением данного лэпбука?» (картинки прав и обязанностей, игры).

- Правильно, это и многое другое будет служить наполнением нашего лэпбука.

Для того, чтобы знакомить детей с правами, необходимо самим разбираться в этом вопросе.

Начнем со знания основных документов, обеспечивающих защиту детских прав.  Какие же документы гарантируют защиту прав детей?(Декларация, Конвенция, Конституция, Закон об образовании, Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс, КоАП, ФЗ №120 об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ФЗ №124 основных гарантиях прав ребенка в РФ, а также нормативные документы городского уровня).

- Замечательно! Законы вы знаете, но детям ни к чему знать  такое их количество, с ними мы говорим только о Конвенции как о документе, в котором прописаны права детей. Сколько статей в Конвенции? (54). Когда была принята Конвенция резолюцией Генеральной ассамблеей ООН? (20.11.2989), а ратифицирована на территории нашей страны? (15.09.1990) В процессе изучения прав мы показываем детям эту книгу, и предлагаем им ее нарисовать так, чтобы все поняли, что это – главный документ о правах детей.

Далее приступаем к оформлению кармашка «Мои права». Какие права доступны для изучения в подготовительной группе детского сада? (право говорить на родном языке, выражать свое мнение, на тайну переписки, личную тайну, образование, медицинский уход, защиту от жестокости, от тяжелого труда). Если дети знакомятся с правами, то им не составит труда узнать право по картинке, поэтому можно предложить детям сделать  разрезные картинки: дети по начерченным линиям разрезают картинки и складывают каждую в отдельный кармашек. В последствии дети могут на скорость собирать картинки и проверять друг у друга знание прав.

Права неотделимы от обязанностей. Напоминаем это детям, особенно тем, кто громко заявляет о своих правах. Про обязанности проговариваем после каждого изученного права. ВКакие обязанности, по вашему мнению, могут быть у детей старшего дошкольного возраста? (убирать за собой игрушки, одежду, вымыть чашку, помыть свои игрушки, покормить домашних животных). Обязанности можно предложить в виде картинок для раскрашивания. Предлагаем детям разрезать по контуру картинки.  И у нас получился еще один кармашек.

Не секрет, что дети любят и знают сказки. Эти литературные произведения как нельзя кстати подходят для изучения прав. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, но и правовую компетентность. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, однако содержат в себе правовые основы. Сейчас вы в этом убедитесь.

Я предлагаю вам прогуляться по страницам детских сказок  и посмотреть, всегда ли соблюдаются права героев.  

А вы знаете, в каких сказках нарушено право  ребенка жить и воспитываться в семье? («Гуси-лебеди» «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Снежная королева».). 

- Конвенция гласит: «Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости, оскорбления, грубого обращения». Вспомните сказки, где это право нарушалось «Муха-Цокотуха», «Морозко», «12 месяцев». 

- Вспомним сказку «Золушка». Какое право было нарушено у ребенка? - «Каждый ребенок имеет право не использоваться в качестве дешевой рабочей силы ». 

- А кто догадался, какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»? (Право на личную тайну). 

И мы наполняем еще один кармашек – «Права сказочный героев». Можно предложить такой вариант исполнения этого кармашка: «Соедини линиями сказку и право сказочного героя». Листы ламинируем, чтобы можно было использовать многократно, и прикрепляем к основе.

У каждого права имеется своя пиктограмма, или условное обозначение права. Я предлагаю вам игру «Узнай символ права».  Какое право изображает эта пиктограмма? О каком нарушении говорит эта пиктограмма?» Предлагаем детям вырезать символы. Размещаем в лэпбуке кармашек «Узнай символ права».

Также, в лэпбук можно поместить информацию о детском телефоне доверия. Предварительно в беседе с детьми необходимо рассказать о том, для чего нужен этот номер, обсудить с детьми ситуации, в которые может попасть ребенок, когда ему будет необходима помощь. В кармашке вложены листочки с телефоном, который ребенок может взять. И у нас еще один кармашек.

Правовое воспитание неделимо связано с основами нравственного поведения. Понятие «право» дети часто трактуют как «правило», «правильно». Поэтому мы приготавливаем картинки-пазлы, на которых четко видны последствия хороших и плохих поступков. Детям можно предложить игру «Что будет,  если…» И помещаем в наш лэпбук еще один кармашек – «Хорошие и плохие поступки».

Таким образом, у нас получился лэпбук, содержание которого в полной мере способствует закреплению знаний прав и обязанностей ребенка. Это примерное наполнение папки. Вы можете добавит свои игры в соответствии с возрастом ваших детей.

Успехов вам!

.  .  .