Конспект урока "Защита Отечества"
Конспект урока "Защита Отечества"
Автор: Бакшанская Ирина Геннадьевна
Тема: Защита Отечества |
Тип: усвоение новых знаний и понятий. |
||
Задачи: - расширять, уточнять и закреплять знания о защитниках Отечества; - знакомить с историей России, ее традициями, святынями, верой; - прививать любовь и уважение к памяти предков, к России, ее святым и героям; - воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: - углубить знания обучающихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм», «гражданский долг», «святой воин»; - расширить и уточнить знания о небесном покровителе Санкт-Петербурга - Александре Невском; - вспомнить памятные места нашего города, связанные с именем князя. |
Метапредметные: - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события; - извлекать и систематизировать информацию, логически обосновывать свои выводы; - планировать и оценивать деятельность на уроке. |
Личностные: - проявлять интерес к истории России; - знать, понимать и принимать ценности - Отечество, Россия, народ; - принимать установку на добрые дела.
|
|
Межпредметные связи: Литературное чтение, Окружающий мир, Музыка, ИЗО |
|||
Ресурсы урока: учебник, рабочая программа |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Организация начала урока, приветствие. - Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку. - Сегодня вы приготовились к аукциону пословиц о семье. Напомните правила аукциона. - Так же, как и свою семью, ребята, надо любить Родину. Любовь к Родине – это достоинство каждого человека. Подберите синонимы к слову Родина.
|
Слушают, вспоминают, отвечают на вопросы.
Называем пословицу, берем жетон. По окончании подсчитываем количество жетонов, объявляем победителя.
- Отчизна, Отечество. |
||
Актуализация познавательных знаний. Определение проблемы урока |
|||
- Ребята, приглашаю вас в картинную галерею. Под музыку Сергея Прокофьева предлагаю рассмотреть портреты и подумать каким общим словом можно назвать этих героев. - Объясните значение слова «защита». От какого слова образовалось? При необходимости уточняют значение в словаре, подбирают однокоренные слова. |
Высказывают свои предположения, формулируют тему. - Защитники. - Защита – действие, направленное на безопасность кого-либо. - Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия. |
Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? |
О защитниках Отечества. |
Организация познавательной деятельности |
|
1. Работа по учебнику с. 88 - Как вы понимаете выражение «за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга»? 2. Проблемный вопрос. - Одна из Заповедей Христа гласит «Не убий». Почему же тогда священники благословляют солдат, боевую технику, идущих в бой? 3. Работа в парах. Когда война может быть оправдана? Какой вывод можно сделать? 4. Работа по учебнику с.89 -90 С Древней Руси во всех войнах были свои герои – защитники Отечества. Ваша задача в тексте найти и выписать имена героев. 5. Просмотр видеофрагмента. Работа в группах. Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг, не думая о том, что жизнь твоя на этом может закончится. Все эти воины причислены к лику святых. Сегодня мы поговорим еще об одном воине, которого причислили к лику святых. В 2008 году проходил Всероссийский исторический конкурс "Имя России". По результатам конкурса личностью нации объявлен благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец. - Что вы знаете о нем? - Вы хотели бы заглянуть в историческое прошлое России и больше узнать о жизни великого полководца Александра Невского? Каждая группа получает вопросы, их читают и во время просмотра видеофрагмента находят ответы на свои вопросы. Каждая группа получает за работу часть пазла. I группа 1. 13 век стал для Руси временем суровых испытаний. С чьим именем связаны славные победы нашего народа в борьбе с иноплеменниками? 2. Как звали отца Александра Невского? II группа 3. В «Сказании о житии Александра Невского» автор сравнивает великого князя с библейскими героями. Дополните на кого походил благоверный князь: силой -________________________________________________, красотой - _____________________________________________, мудростью - ___________________________________________, кротостью и благочестием - ______________________________. 4. Кто стоял во главе татаро-монгольского войска, напавшего на Русь в 1237 году? III группа 5. В 1240 году рыцарь Биргер с многочисленным войском двинулся на Русь. С какими словами обратился благоверный князь Александр к своему войску? 6. Какое явление укрепило воинов в своей правоте? IV группа 7. Какое прозвище получил новгородский князь Александр после сражения? 8. Где произошла решающая битва Александра Невского, защищавшего Псков от немецких рыцарей? V группа 9. С каким врагом благоверный князь Александр предпочитал решать вопросы дипломатическим путем? 10. Что означает имя Александр? От каждой группы приглашается к доске представитель с частью пазла. - Что же получилось, кто догадался? |
Читают, объясняют, отвечают на вопрос. - Самоотверженность – жертвовать собой на благо других. - Гражданский долг – обязанность одного человека перед другим по законам государства. Рассуждают, отвечают опираясь на учебник. - Есть и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Работают в парах, обсуждают, делают вывод. - Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину. Вывод: Оборонительная война может быть оправдана. Самостоятельно работают с текстом, выполняют задание. Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Илья Муромец. Слушают, смотрят видеофрагмент. Работают в группах. - С именем святого благоверного князя Александра Невского. - Отцом Александра Невского был великий князь киевский – Ярослав Всеволодович. - Благоверный князь походил: силой – на ветхозаветного героя Самсона, красотой – на царя Иосифа Прекрасного, мудростью – на царя Соломона, кротостью и благочестием – на праведного царя Давида. - Во главе татаро-монгольского войска стоял хан Батый. - «Не в силе Бог, но в правде», -сказал князь своему войску, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость, а они защищали свои земли. - Плывущую по морю ладью с князьями Борисом и Глебом увидел воин Филипп, когда стоял в дозоре. Он услышал слова: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». - За победу в битве со шведами на реке Неве благоверный князь получил прозвище - Невский. - На Чудском озере Ледовое побоище закончилось разгромом немецких рыцарей. - С ордынским ханом, которому платили дань, чтобы сохранить духовную свободу Руси. - Александр – защитник людей. Из фрагментов собирают орден Александра Невского. Выступление ученика с подготовленным сообщением. |
Домашнее задание |
|
- История знает много примеров верного служения Родине. Истинный патриот своей Родины не покинет её в беде. Он будет всеми силами пытаться сделать жизнь лучше, а страну красивее. Пусть же Родина для каждого человека начинается с любви, которую он носит в своём сердце! |
Выполняют задание с помощью дополнительных источников, родителей. |
Подведение итогов. Рефлексия |
|
Предлагаю подвести итог, закончить предложение: - Сегодня на уроке я узнал, что …. - Я познакомился с такими понятиями как … - Мне было интересно … - Я расскажу своим родителям … |
Ученики высказываются одним предложением, выбирая начало фразы. |