Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Фигура наставника и ее влияние на формирование идей толерантности среди воспитанников училища

Дата публикации: 2023-09-07 00:07:36
Статью разместил(а):
Чекин Марк Викторович

Фигура наставника и ее влияние на формирование идей толерантности среди воспитанников образовательных организаций пансионного типа

Автор: Чекин Марк Викторович

 

Элитное образование предполагает повышенный уровень мотивации учащегося к получению образования. Повышенный уровень образования обеспечивается высоким уровнем штатных преподавателей и воспитательского состава. В связи с этим особое значение приобретает фигура наставника или воспитателя, призванного индивидуализировать образовательный процесс с учетом интересов, возможностей и способностей воспитанников.

Проблема толерантности имеет первоочередное значение в сфере образования, особенно в нашем поликультурном регионе. А создание и развитие элитных учебных заведений пансионного типа таких, как Ставропольское президентское кадетское училище, представляет собой долгосрочную программу в стране, характеризующую имеющиеся достижения и проблемы, стратегические цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности учебно-воспитательной системы.

Само понятие «толерантность» означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений, своего вероисповедания, своей национальности и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современных образовательных организациях пансионного типа. Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО». [3]

На сегодняшний день возникает необходимость построения образовательного пространства, основанного на принципах толерантности. Особенно эта проблема актуальна при работе с детьми, которые находятся в условиях пансионата. Задача образовательных организаций пансионного типа подготовить будущих выпускников к толерантному взаимодействию в поликультурной среде современного общества. Большая роль в решении этой задачи отводится педагогу, ввиду более тесного и длительного контакта с обучающимися. Такой наставник осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения. [5, с. 24]

Толерантность рассматривается Асмоловым А.Г. как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость». Толерантность — это единство в многообразии. [6, с. 6]

Шадриков В.Д. полагает, что одной из задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с неидеологизированным мышлением, то есть личности конструктивно мыслящей, личности, допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию другого, личности терпимой, нравственной. [11, с. 17]

Попов Л. считает, что основой всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, которая является одним из основных компонентов профессиональной культуры педагога. [1, с. 108]

Одним из направлений политики и современных программ в области образования является улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

В процессе реализации данной задачи в рамках деятельности образовательных организаций пансионного типа предполагается создание воспитателями психолого-медико-социальной атмосферы внутри детского коллектива, благоприятного для обучения и воспитания. Особую роль играет создание современной модели педагога, которая всесторонне учитывает сущность, содержание и организацию учебного и воспитательного процесса. Подобный взгляд на проблему в решающей степени является следствием представления о наличии в учебно-воспитательном процессе активно действующего субъекта – педагога, чье внеконкурентное воздействие на развиваемую личность оценивается как особенно эффективное.

Тщательное изучение всех социологических аспектов поведения обучающих образовательных организаций пансионного типа выявило основной социальный конфликт: образование — воспитанник — культура, поэтому мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу, работающему в такой организации. Без этого он не может состояться как профессионал.

Воспитание толерантности требует учитывать современные реалии, особенности всех традиций и культур Северного Кавказа, готовность сознания людей к тем или иным изменениям и особенности объективно сложившихся условий.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

· Отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

· Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют учащихся, при этом, формируя определенные нравы.

· Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития.

· Принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. [10, с. 7]

Деятельность по формированию толерантного сознания личности может быть более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем. Важнее не знать понятие «толерантность» и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям.

Один из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, — это учебно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из условий совместного творческого поиска неизвестного воспитанником и педагогом. Таким образом, диалог становится основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком.

Воспитание и формирование идей толерантности у обучающихся нереально без сформированной толерантной культуры педагога и его профессиональных качеств. В условиях обучения основным средством передачи – приема информации выступает общение (специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми). Выделяют три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная - обмен информацией, интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждение собеседника и др.), перцептивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения является неотъемлемой частью всего педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. – общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию, оно располагает обратной связью (о том, как люди поняли друг друга, восприняли информацию, как отнеслись к проблеме), что немаловажно в педагогическом процессе.

Одной из немаловажных профессиональных качеств педагога для формирования идей толерантности у обучающихся образовательных организаций пансионного типа является владение и умение манипулировать речевыми и невербальными средствами общения на таком уровне, чтобы эффективно реализовать основные функции общения в своей педагогической деятельности. Важную роль воспитательного характера играет личный пример педагога, так как воспитанники данных организаций находятся в более тесном и длительном контакте со своим наставником, по сравнению с другими образовательными организациями, поэтому выражение лица и манера поведения порой способны творить чудеса. От того, как воспользуется своими профессиональными способностями педагог, зависит: убедит ли он, внушит ли позитивные побуждения, как будет подражать ему учащийся.

Из всего изложенного можно вывести некоторые приоритетные профессиональные качества педагога, работающего в образовательной организации пансионного типа, которые в значительной степени будут оказывать влияние на формирование идей толерантности среди учащихся. Итак, наставник должен:

· внушать доверие к своей компетенции,

· быть эмоционально устойчивым,

· уметь наладить контакт с каждым обучающимся,

· излучать дружелюбие,

· быть терпимым,

· проявлять душевную щедрость.

· учитывать национальные и культурные особенности всех детей,

· обратить особое внимание на привычки, привитые средой внепансионного образования.

Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности педагога, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации.

Будучи толерантным, педагог не только успешнее осуществляет своё взаимодействие с учениками, но и становится «передатчиком» этого качества последним, что в свою очередь способствует созданию толерантного общества. [2, с. 14]

Толерантные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия к личности, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт толерантного отношения к людям. [4, с. 31]

Таким образом, нужно рассматривать толерантность как профессионально важное качество педагога, один из аспектов коммуникативной компетентности, так как эта черта находит свое проявление в межличностном взаимодействии и, в первую очередь, в отношениях с учащимися, определяя их позитивный вектор. При совершенствовании своих профессиональных качеств и адаптации их к условиям образовательных организаций пансионного типа следует формировать коммуникабельность и уделить особое внимание самообразованию. Надо отметить, что формирование толерантности связано с непрерывным самообразованием педагога.

Таким образом, толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у воспитанников культуры достоинства, самовыражения личности. Ориентация профессиональных качеств педагога на постижение смысла поведения и поступков детей, находящихся в образовательных организациях пансионного типа означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

 

Список литературы:

1. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й науч. - практ. конф. Красноярск, 2003. С.104-117.

2. Данилова С.В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск. 2007. 31 С.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 01.01.01 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ. 2001.

4. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1. С. 28-36.

5. Кабылбекова З.Б. Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... доктора пед. наук. – Шымкент. 2010. 44 С.

6. На пути к толерантному сознанию. Отв. ред. А.Г. Асмолов. М. 2000. 256 С.

7. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40-46.

8. Попов Л. Воспитание без этики?// Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 17-21.

9. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2002. №  9. С. 41-45.

10. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7. С. 3-12.

11. Шадриков В.Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). М. 1996. 320 с. 

 

.  .  .