Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "На пути к новому качеству"

Дата публикации: 2023-06-27 22:07:49
Статью разместил(а):
Якурнова Екатерина Владимировна

Проект "На пути к новому качеству"

Автор: Якурнова Екатерина Владимировна

ГБОУ "Лицей № 369", Санкт-Петербург

 

Актуальность проекта.

Главное основание обновленных федеральных государственных образовательных стандартов - конкретизация требований к обучающимся по каждой учебной дисциплине.

Необходимость данного подхода продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой – пониманием бесперспективности экстенсивного пути решения проблемы за счёт увеличения объёма знаний или изменения содержания знаний. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. Особенность современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами.

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. С целью формирования востребованной обществом личности стандарты образования приобрели более четкие границы.

Основной смысл, заложенный в обновленном стандарте – это обеспечение его развивающего потенциала, где ядром являются требования к результатам прохождения ООП: системно-деятельностный подход, ориентация на достижение не только на базовых знаний и предметных образовательных результатов, но и на формирование личностной компетентности учащихся. Это предполагается обеспечить через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей (т.е. умение учиться). «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова».

Противоречия состоят в том, что:

- начинается новый этап реформирования системы образования и тем, что нормативный компонент находится только  в стадии разработки;

- введятся новые требования к осуществлению образовательного процесса в школе, но отсутствует методический инструментарий для основной школы с целью поэтапного перехода на обновленные ФГОС.

На основании данного противоречия можно выделить следующие проблемы:

Для учителя:

1. формирование новой модели выпускника, соответствующего требованиям современного образования.

2. Комплексность формируемых УУД.

3. Формирование предметной и надпредметной компетентности учащихся.

Для ученика:

1. Отсутствие системного подхода к формированию себя, как личности.

2. Самореализация в новом образовательном пространстве.

Своеобразие проекта состоит в моей систематической работе по формированию комплекса методических рекомендаций  преподавания истории, способствующих развитию личности  учащихся на основе освоения универсальных учебных действий в условиях перехода на обновленне ФГОС.

Цель данного проекта – способствовать созданию организационно-педагогических условий для развития УУД на уроках истории для каждого участника образовательного процесса при переходе на ступень основного (общего) образования.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи проекта:

1) определить основные направления содержания образования на  II ступени основного (общего) образования;

2) определить пути личностного роста в сравнении с сформированными УУД на I ступени обучения;

3) показать взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета (истории), используемых технологий и форм работы;

4) создать систему типовых заданий  для формирования универсальных учебных действий;

5) предложить мониторинговую систему изучения сформированности приоритетных универсальных учебных действий учащихся при переходе на II ступень обучения.

Ожидаемый результат:

Для учителя

Для ученика

1. Повышение профессиональной компетентности и личностный рост педагога

1. Сформированность универсальных учебных действий у выпускника основной школы, успешность овладения программой основного( общего) образования.

2. Создание системы методической работы по развитию УУД на уроках истории для учащихся II ступени обучения.

2. Устойчивый интерес к изучению предмета, повышение качества знаний.

3. Разработка мониторинговой системы для анализа психологических и образовательных успехов учащихся.

3. Развитие способностей у учащихся применять свои знания в новых условиях.

4. Осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся.

4. Достижение личностных результатов в предметных олимпиадах и конкурсах разных уровней.

5. Разработка методического инструментария развития УУД на уроках истории.

6. Создание методического инструментария для учителей истории, формирующего предметные и надпредметные универсальные учебные действия.

5. Успешная социализация выпускника основной школы в  условиях современного общества.

7. Формирование комплекса электронных методических ресурсов по формированию УУД на уроках истории для возможного тиражирования личных педагогических приемов и методов.

8. Включение в работу учителя методов и форм, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся.

 

Достижение цели проекта будет оцениваться по результатам анкетирования учащихся, итоговых отметок по предмету, административным срезам и итогам ГИА, а также успешному участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах.

Объект исследования: качество обучения учащихся 5-9 классов.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию универсальных учебных действий на II ступени обучения школьников

Характеристика проекта:

По срокам реализации: долгосрочный, 3 года.

Масштабность, комплексность проекта:

Проект рассчитан на реализацию в рамках работы образовательного учреждения по переходу на обновленные ФГОС на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Таким образом, проект масштабен, не ограничивается одним образовательным учреждением. Мероприятия проекта возможно частично или в полном объеме тиражировать в других муниципальных образованиях, т.к. проблемы и пути их решения  идентичны.

Мероприятия, разработанные в рамках проекта, носят комплексный характер: наряду с задачами по внедрению ФГОС в образовательный процесс, школьники включаются в исследовательскую, творческую деятельность, приобретают навыки социального сотрудничества.

Методы исследования:

  • изучение нормативных документов по введению обновленных стандартов;
  • опросы (анкетирование);
  • педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение;  
  • сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

 

.  .  .