Рабочая программа по обществознанию для 5 класса
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса
Автор: Конечных Ирина Федоровна
(МБОУ «Гимназия № 1», г. Артем)
Уровень основного общего образования
Количество часов: 35 часа
Уровень программы: базовый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Данная рабочая программа разработана на основе:
Ø Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Ø Примерной программы основного общего образования по обществознанию;
Ø Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №1»
Ø Авторской программы Е.С. Корольковой, Т.В.Коваль, Г.Э.Королевой. «Обществознание 5-9 классы. Примерная рабочая программа».
Ø Положения о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №1»;
Ø Учебного плана МБОУ «Гимназия №1» на 2015-2016 учебный год;
Ø Федерального перечня учебников.
2. Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-11 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся подросткового возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
3. Место предмета в учебном плане
Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч. В связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели (в соответствии с календарным графиком МБОУ «Гимназия №1») на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35. В рабочей программе количество часов уменьшено из резерва времени.
4. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы.
Ø Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через фронтальные опросы, подготовку презентаций, сообщений, устные ответы, самостоятельные работы, терминологические диктанты, работу с карточками и т.п. в рамках урока.
Ø Промежуточный контроль знаний обучающихся – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании года на основе результатов текущего контроля и выполнения проекта.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В результате изучения обществознания в 5 классе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
Ø мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Ø заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Ø ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 5 классе проявляются в:
Ø умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Ø умении объяснять явления и процессы социальной действительности;
Ø способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Ø овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Ø умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами изучения обществознания в 5 классе являются:
Ø относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Ø знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
Ø знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
Ø умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
Ø давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
Ø знание и понимание основных нравственных, правовых понятий, норм и правил общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
Ø понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
Ø понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Ø понимание значения коммуникации в межличностном общении;
Ø умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Ø накомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ø Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
Ø Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
Ø Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Предметные результаты разделены в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня.
В блок «Выпускник получит возможность научиться» входят планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Выпускник научится:
|
Выпускник получит возможность научиться: |
Тема: Человек. Деятельность человека |
|
1. использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; 2. приводить примеры основных видов деятельности человека; 3. выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. |
1. выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; 2. оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; 3. использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; 4. моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
|
Тема: Общество |
|
1. демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; 2. выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; 3. характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; 4. на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение. |
1. наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; 2. выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; 3. осознанно содействовать защите природы.
|
Тема: Общество Социальные нормы |
|
1. раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; 2. различать отдельные виды социальных норм; 3. характеризовать основные нормы морали; 4. критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; 5. раскрывать сущность патриотизма. характеризовать специфику норм права; 6. сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности. |
1. использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; 2. оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
|
Тема: Сфера духовной культуры |
|
1. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 2. описывать явления духовной культуры; 3. находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; |
1. описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
|
Тема: Социальная сфера |
|
1. объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; 2. характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 3. раскрывать основные роли членов семьи.
|
1. раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; 2. формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
|
Тема: Политическая сфера жизни общества |
|
1. различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; 2. раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; 3. характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. |
1. соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс (34 часа)
Введение (1 ч).
Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Как человек становится человеком. (11 ч).
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Биосоциальное существо. Сообщество. Человек разумный. Палеонтолог. Человек – субъект культуры. Изобретения. Культура. Логика. Общение. «Язык» животных. Антикультура.
Тема 2. Как живет общество. (9 ч.)
Общество как система. Социальные группы. Правила жизни в обществе. Что такое мораль. Обычай. Когда появился закон. Роль закона в обществе. Закон и справедливость.
Тема 3. Какие мы люди. (13 ч.)
Что такое темперамент. Психологические особенности человека. Характер человека. От чего зависит жизненный успех. Индивидуальность человека. Самооценка. Свобода и права человека. Всеобщая Декларация прав человека. Люди с неограниченными возможностями. Гуманизм. Частная жизнь. Общество и человек. Солидарность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Содержание (разделы и темы) |
Часы |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
||
|
|
Предметные |
Метапредметные |
||
1 |
Вводный урок. Что изучает обществознание.
|
1 |
-объяснить, какой смысл ученые вкладывают в понятие «человек»; назвать качества, объединяющие человека и живые существа. - усвоить правила работы с учебником. |
Познавательные УУД: - мыслить образно, сравнивая общество с кораблем; - понимать и применять правила работы с учебником. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в парах; Личностные УУД: - осознавать ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: - организация деятельности по алгоритму: чтение – постановка вопроса – критическое прочтение текста – поиск ответа – доказательство положений параграфа – постановка нового вопроса |
|
Тема I. Как человек становился человеком. (11 часов) |
|||||
2-3 |
Человек – существо живое.
|
2 |
Объяснить понятия: социальное, природное. Найти сходства человека с другими живыми существами. Объяснить значение природы для человека |
Познавательные УУД: - различать социальное и природное в человеке; - применять знания при характеристике деятельности людей. Личностные УУД: - сформировать образ себя как человека, вобравшего природные задатки и опыт человеческого общества. |
|
4-5 |
Человек – существо общественное.
|
2
|
Объяснить понятия, получить представление о двух версиях происхождения человека: библейской и мифологической. Анализировать сюжет из Библии и миф племен майя о происхождении человека, сравнить эти источники по вопросам. |
Познавательные УУД: - выделять мифологическое и познавательное в материалах учебника и дополнительной литературе; - провести сравнительный анализ источников; - привести примеры того, что человек – существо биологическое и социальное. Коммуникативные УУД: - обосновывать разные точки зрения на происхождение человека; - выстроить деловое общение в паре. Личностные УУД: - давать нравственную оценку поступкам людей; - осознавать свою способность взаимодействовать с природой и обществом. |
|
6-7
|
Человек – субъект культуры. |
2 |
Объяснить значение понятий: культура, ценности, многообразие культуры, правила и нормы. Представлять, что культура – это ценности, облегчающие и украшающие жизнь людей; Культура многообразна и не ограничивается созданием материальных ценностей. |
Регулятивные УУД: - ставить проблему урока; - планировать учебную деятельность; - составлять план урока; - выбирать средства раскрытия проблемы. Коммуникативные УУД: - работать в паре при составлении таблицы и работая с источниками; Познавательные УУД: - находить отличия мира культуры от мира природы; - отличать истинную культуру от псевдокультуры; -анализировать точки зрения ученых на понятие «культура». Личностные УУД: - формировать в себе образ культурного человека. |
|
8-9 |
Язык - важнейший элемент культуры.
|
2 |
|||
10-11 |
Два мира человека.
|
2 |
Объяснять значение понятий; находить в ряде различных предметов и явлений общий признак, позволяющий объединять их одним понятием. Делать выводы – обобщения на основе сопоставления. Письменно формулировать свои мысли. |
Регулятивные УУД: - ставить проблему урока; - планировать учебную деятельность; - составлять план урока; - выбирать средства раскрытия проблемы. Коммуникативные УУД: - работать в паре при составлении таблицы и работая с источниками; Познавательные УУД: - находить отличия мира культуры от мира природы; - отличать истинную культуру от псевдокультуры; -анализировать точки зрения ученых на понятие «культура». Личностные УУД: - формировать в себе образ культурного человека. |
|
12. |
Обобщающее повторение по теме: «Как человек становился человеком». |
1 |
Урок проверки знаний и умений. |
||
Тема II. Как живет общество. (9 часов) |
|||||
13-14 |
Понятие общества. Роль общества в жизни человека. |
2 |
Дать определения понятиям темы: общество, общение, социальная общность, социальные группы, социальные отношения. Объяснить, какую роль играет в жизни человека общество, что общение с другими людьми – необходимое условие существования человека; характеризовать общество как источник информации, общения, чувств. Разъяснить, что объединяет разных людей в группы, выделить сходства и отличия социальных общностей и групп, привести примеры; объяснить роль группы в жизни человека. |
Познавательные УУД: - выделить признаки общества, показать на примерах взаимосвязь сфер общественной жизни; - привести примеры форм общества и социальных отношений; - описывать поведение человека в разных группах и прокомментировать их; - перечислять и анализировать особенности общения подростка со сверстниками, раскрывая роль толерантности. Регулятивные УУД: - Формулировать основной вопрос урока, определить цель учебной деятельности; - выдвинуть версии ответа; - составить план доказательства взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества. Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение и аргументировать его; - сравнивать различные точки зрения и делать правильный выбор в спорных вопросах; - корректировать свое мнение под воздействием критики; - взаимодействовать в группе, паре. Личностные УУД: - осознавать свою принадлежность к обществу: семье, классу, стране. - соотносить свои желания, интересы, идеалы с желаниями, интересами, идеалами групп, к которым они относятся. |
|
15-16 |
Первые правила в жизни человеческого общества. |
2 |
Объяснить значения понятий; представлять обычаи как первые правила в жизни человечества, объяснять их: 1) как культурную ценность; 2) как обязательную норму; 3) как регулятор всех сторон жизни родовой общины |
Познавательные УУД: - объяснять, что такое обычай, находить примеры обычного права в историческом материале; - приводить примеры современных правил и обычаев; - сравнивать их с историческим опытом; - сформулируют определения обычая и обычного права и сравнят его с авторским. Регулятивные УУД: - поставят главный вопрос урока; - составят план ответа на главный вопрос урока: 1) Как в родовой общине добивались подчинения правилам от всех? 2) Какое право ученые называют обычным? 3) В чем особенности обычая? Коммуникативные УУД: - организовывать работу в паре по выполнению практических заданий; - излагать свое мнение и обосновывать его. Личностные УУД: - осознавать свою принадлежность к традициям и обычаям своего народа, исследовать обычаи своей семьи. |
|
17-18 |
Новые правила. Мораль.
|
2 |
Объяснить значение понятий; определить специфику моральных норм как регуляторов поведения человека в обществе; объяснить почему и когда появилась мораль; сравнить понятия: мораль, обычай, объяснить связь морали с выбором линии поведения человека |
Познавательные УУД: - на жизненных примерах показать специфику моральных норм; - выяснить значение слова «морально» и «аморально»; - установить причинно-следственные связи между понятиями: мораль, обычай, сравнивать эти понятия; - находить информацию в литературных источниках для закрепления понятий урока. Регулятивные УУД: - сформулировать главный вопрос учебную деятельность; - планировать учебную деятельность для ответа на главный вопрос урока. Коммуникативные УУД: - высказаться в монологе о значении морали в жизни человека; - обсудить в диалогах «золотое правило нравственности» на примере положений из Библии; - обсудить содержание понятий: стыд, совесть, угрызения совести. Личностные УУД: - связывать мораль с возможностью выбора линии поведения человека. |
|
19-20 |
«В законах спасение»
|
2 |
Объяснить значение понятий, рассмотреть динамику развития правовой сферы в древнем обществе; выделить причины создания законов; охарактеризовать правомочия собственности: владение, пользование, распоряжение. Сравнить понятия: обычай, мораль, закон; сформулировать признаки права. |
Познавательные УУД: - доказать динамичность развития общества, зависимость права и законов от изменяющихся потребностей людей; - рассмотреть изменения ;в развитии общества, анализируя учебный текст; - определят фактор возникновения законов; - проанализируют законы Хаммурапи. Регулятивные УУД: - сформулировать главный вопрос учебную деятельность; - планировать учебную деятельность для ответа на главный вопрос урока. Коммуникативные УУД: - организовывать работу в паре при составлении таблицы «Этапы развития права; от обычая к закону»; - высказывать свои представления о справедливости и обосновывать их; - соотносить свои выводы с выводами других учащихся; - моделировать конфликтную ситуацию, определять способы ее разрешения. Личностные УУД: - развивать в себе чувство справедливости, давать нравственную оценку древним законам; - соотносить любой закон с нравственностью. |
|
21. |
Обобщающее повторение по теме: «Как живет общество».
|
1 |
Урок проверки знаний и умений |
Познавательные УУД: - применять свои знания для выполнения проблемных заданий, решения проблемных задач, анализа моделированных ситуаций. Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение и аргументировать его; - сравнивать различные точки зрения и делать правильный выбор в спорных вопросах; - корректировать свое мнение под воздействием критики; - взаимодействовать в группе, паре. Личностные УУД: - связывать мораль, закон, нравственность с возможностью выбора линии поведения человека. |
|
Тема III. Какие мы, люди? (13 часов) |
|||||
22-23 |
Врожденные различия человека.
|
2 |
Объяснить значение понятий: темперамент, характер. Вспомнить признаки человека как живого существа и его отличия от животных. Познакомить с видами темпераментов. Черты характера, формирование характера. |
Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
|
24-25 |
Характер человека.
|
2 |
|||
26-27 |
Неповторимость человека.
|
2 |
Объяснить понятия: индивидуальность, формирование индивидуальности, самооценка, свобода, границы свободы, права человека, Декларация прав человека. |
Познавательные УУД: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Личностные УУД: - развитие «Я-концепции» и самооценки личности; - формирование мотивов достижения и социального признания. |
|
28-29 |
О свободе человека и правах человека.
|
2 |
|||
30-31 |
Люди с неограниченными возможностями.
|
2 |
Дать понятия: неординарные физические данные, ограниченные возможности человека, гуманизм, инквизиция, частная жизнь, солидарность, взаимопомощь. Учить толерантному отношению к людям. |
Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Личностные УУД: - формирование основ гражданской идентичности личности; - формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; - развитие «Я-концепции» и самооценки личности; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - формирование мотивов достижения и социального признания; - формирование границ собственного знания и «незнания»; - знание основных моральных норм; - ориентация на выполнение моральных норм; - способность к решению моральных проблем на основе децентрации; - оценка своих поступков. |
|
32-33 |
«Без помощи друг друга нет надежды для нас»
|
2 |
|||
34. |
Обобщающее повторение по теме: «Какие мы, люди?».
|
1 |
Урок проверки знаний и умений |
Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - структурирование знаний; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - уметь задавать вопросы; - уметь контролировать действия партнера; Личностные УУД: - формирование основ гражданской идентичности личности; - формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; - формирование границ собственного знания и «незнания»; - оценка своих поступков.
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа ориентирована на УМК для предметной линии учебников Е.С. Корольковой «Обществознание» и включает:
Ø учебник: Обществознание: Учебник: 5класс / Е.С.Королькова. – М.: Академкнига/учебник, 2014. – 224с.;
Ø рабочая тетрадь: Обществознание. 5 класс.: рабочая тетрадь / Е.С.Королькова, И.Н.Фёдоров, С.А.Фёдорова. – М.: Академкнига/учебник, 2015. – 48 с.;
Ø методическое пособие: Обществознание. 5 класс.: методическое пособие: рабочая тетрадь для учителя / Е.С.Королькова, И.Н.Фёдоров, С.А.Фёдорова. – М.: Академкнига/учебник, 2015. – 64 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета
Ø Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты
Ø УМК по предмету
Ø Дидактические и раздаточные материалы по предмету
Ø Мультимедийное оборудование
Ø Слайдовые презентации по содержанию учебного предмета
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. О.Бренифье. Давай обсудим (9 книг). «Клевер Медиа групп», 2013
2. Деревенский Б. «История христианства. Школьный путеводитель». – Тимошка, 2012
3. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
4. И. Леган. Земля – наша планета. Иллюстрированная энциклопедия для детей. «Владис», 2013
5. Кондратюк В. "Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе".- Зерна-Книга, 2013
6. Митрофанов А. Москва-столица России. «Махаон» 2014
7. А.Пинчук. Я знаю все о России. «Эксмо-Пресс», 2014
8. Тарасов В.К. Философские рассказы для детей от 6 до 60 лет. Опыт обычной жизни. «Добрая книга», 2012
9. В Яровицкий. Мой первый учебник по психологии: книга для подростка. «Феникс», 2014
10. "Энциклопедия для детей. Том 27. Политика" – АСТ, 2013.