Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через сказку
Формирование нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста
через сказку
Авторы: Бузикова А.А. и Сарапина М.В.
(МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 162", г. Иркутск)
Сказка входит в нашу жизнь еще в раннем детстве. Она имеет большое значение для каждого ребёнка, вне зависимости от возраста и пола. С помощью сказки дети учатся преодолевать различные жизненные преграды, познают окружающий мир, готовятся к взрослой жизни.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, отказ от духовных ценностей, возросшая детская преступность – всё это оказало печальное влияние на общественное создание населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
В силу специфики нашей работы с проблемами нравственного воспитания сталкиваемся мы, воспитатели. В настоящее время мы чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.
Под влияние далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что многие дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться чем-либо, помогать товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания.
Цель нашей работы - формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через сказку.
Задачи нашей работы:
1. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться с другими.
2. Содействовать развитию мотивационное сореры дошкольников, формирования стремления подражать положительным героям сказок.
3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи.
Для этой цели в нашей группе устроен уголок сказки, в котором находятся разные виды театров: кукольный, настольный, теневой, театр игрушек, пальчиковый, а также самодельные куклы-оригами. В уголке большое количество сказок, иллюстраций и дидактических игр, например: «Сказка за сказкой», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», «В гостях у сказки».
В этом уголке мы проводим рассматривание иллюстраций, беседы, игры с персонажами сказок. Любой сказочный персонаж помогает нам использовать нетрадиционный подход в обсуждении сказки, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было побеждено. Для развития речи, воображения, фантазии, часто используем метод придумывания новых названий известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру, например, для сказки «Колобок» дети придумывали такие названия: «Приключения с колобком», «Путешествие по лесу», «Необыкновенная история в лесу» и другие.
С детьми мы много читаем сказок и беседуем о прочитанном. Планируя вопросы для беседы мы помогаем ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему, например, такой персонаж как Баба Яга в сказках злая, коварная, обманывает других, но иногда помогает главным героям: даёт волшебный клубочек или помогает победить Кощея.
Вопросы по сказкам мы задаём так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. Иногда, прочитав сказку, даём несколько развязок. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы.
С детьми мы инсценируем сказки, проводим досуг, подталкиваем детей к творческим поискам, учим их сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, самостоятельно придумывать концовки, не бояться высказывать собственное мнение и вводить в сказку новых героев. Дети самостоятельно включаются в игры-драматизации, используют в игре предметы-заместители.
Благодаря использованию сказок расширяется словарный запас, дети учатся общаться друг с другом, развивается мышление и воображение, ребята стараются подражать положительным героям, становятся общительными и дружелюбными.
Литература:
1. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск 1987г.
2. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М. 1981г.
3. Титоренко В. Нравственное воспитание в семье. Культура семейных отношений. – М 1985г. С. 101-116
4. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым ребёнком». – СПБ.: Речь 2006г.
5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С 92
6. Сакович М. А. Практика сказкотерапии. – СПБ.: Речь, 2007г.
7. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие и быль, и сказка. - Обруч, 2011г.