Консультация для родителей "Откуда я появился?"
Консультация для родителей "Откуда я появился?"
Автор: Передерий Людмила Васильевна
«Детский сад № 262 ОАО «РЖД», г. Хабаровск
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как отвечать любопытным дошколятам на их не детские вопросы.
Многих родителей пугает вопрос детей о том, как они появились на свет. Особенно остро обстоят дела с первым ребенком. Будь в семье старшие дети, ситуация могла бы решиться спокойно, как бы сама собой, без участия взрослых. Но единственные дети и первенцы, обращаясь с подобным вопросом к родителям, делают его очень острым.
Использование отговорок малоэффективно. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее любопытен, любознателен и удовлетворяет свое любопытство, ставя вопрос в лоб. Порой в самое неподходящее время. Интерес их ко всему неизвестному так велик, что детишки могут атаковать взрослых вопросами и изводить приставаниями час за часом, изо дня в день.
Малыши могут интересоваться: «А где я был, когда меня не было?». Такие вопросы не приводят родителей в смущение, на них ответить не трудно. А вот вопрос «Откуда я появился?» вызывает у родителей замешательство, панику, поскольку для них он не является философским, а связан с индивидуальным сексуальным опытом, недоступным пока ребенку.
Ответы про магазин и капусту действенны на какой-то промежуток времени. А потом обязательно открывается ужасающая правда, оказывается, папа и мама обманули, они нечестные люди. А значит, они вруны и всегда говорят неправду, хотя сами учили, что врать - нехорошо.
ОТСЮДА ВЫВОД: уважаемые родители! Говорите своим детям правду, если не хотите потерять их доверие и уважение!
ОДНАКО!!! Правда правде - рознь! Вряд ли ребенок дошкольного возраста нуждается в натуралистических подробностях внутреннего строения мужских и женских половых органов, в подробном объяснении развития в организме матери плода и появления его на свет. Другое дело, что уход и замалчивание волнующей проблемы дошкольника не выходит из положения. Кому как не родителям, а, значит, им и только им выбрать форму, в которую будет обличена информация, интересующая его.
Возможно, это будет поучительная сказка о том, как два человека полюбили друг друга, и сила их чувств породило третье существо - крошечного малыша, отражение и воплощение отцовского и материнского начала. Или будет сухая и короткая справка о том, что все дети появляются в родильном отделении больницы. А может быть, вы расскажите малышу, как он рос в животике у мамы и был таким беспомощным. А потом он родился и стал таким родненьким, роднее не бывает. Выбор времени рассказа тоже важен. Откладывать этот вопрос на потом нецелесообразно. Не получив ответа у вас, ребенок обратится за объяснением к другим. И кто знает, какой урок он получит? Именно в этом случае может появиться опасность бульварного или дворового просвещение.
На прямой вопрос ребенка лучше ответить сразу. Тогда малыш будет уверен в вашей компетентности и не обратиться еще раз за более подробными объяснениями. Ведь ему даже не столь важно, какой ответ будет дан, сколько реализовать свой исследовательский опыт. В целом, интерес к проблеме «откуда берутся дети» является следствием интенсивного интеллектуального развития дошкольников, признаком их зрелости и готовности к активному теоретическому познанию. То есть приобретению знаний вообще. А не применительно к конкретной задаче. Поэтому, услышав один из вариантов такого вопроса, порадуйтесь, что малыш нормально растет и развивается умственно, а не подозревайте его в исключительной испорченности или желание вогнать вас в краску, выставить на посмешище другим людям.
Литература:
1. Татаринцева Н.Е. Концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N 10. - С. 174-181. - Библиогр.: с. 181 (3 назв.).
2. Степанова О.И. Гендерное воспитание дошкольников / О.И. Степанова, К.В. Токмакова // Ребенок в детском саду. - 2009. - N 5. - С. 75-79.
3. Розова Л.Б. Полоролевая социализация в дошкольном детстве / Л.Б. Розова // Современный детский сад. - 2011. - N 2. - С. 37-43. - Библиогр.: с. 43.