Игры с песком как способ оздоровления дошкольников
Игры с песком как способ оздоровления дошкольников
Автор: Загоскина Светлана Геннадьевна
ГБДОУ "Детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: Описание опыта «Игры с песком как способ оздоровления дошкольников» раскрывает содержание работы педагога по организации игр с песком в саду. Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрывается актуальность данной работы. В практической части содержится алгоритм проведения игр, наиболее эффективные методы и приемы по работе с детьми и родителями.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, психоэмоциональное здоровье, дошкольники.
Приоритетной задачей программы модернизации Российского образования является создание условий для оздоровления ребенка – дошкольника и формирования у него основ здорового образа жизни.
Дошкольное образование ориентирует педагогов на использование в педагогическом процессе не только наиболее эффективных развивающих и обучающих технологий, но и здоровьесберегающих, включение которых является необходимым условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.
И, как показала практика, игры с песком являются вариантом такой технологии.
Песок - это самый «детский» материал для экспериментирования и познания мира, отличный способ успокоить ребенка, снять его эмоциональное напряжение и даже научить общаться. Прелесть его заключается в том, что ребенок любого возраста найдет применение этому материалу, соответствующее его интересам и потребностям.
Это сильнейший стимул для развития ребенка. И именно поэтому использование его в работе с дошколятами приобретает все большую популярность.
Согласитесь, с приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап жизни (он попадает в совершенно новую, непривычную для него среду. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой, что приводит к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, неврозам и т.п.).
В этот период главными «помощниками» педагога могут стать уникальные свойства песка.
1. Мягкость, приятная шершавость действуют на детей завораживающе, вводят их в легкое медитативное состояние, что дает возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, успокоить импульсивных, чересчур активных детей и раскрепостить зажатых и тревожных малышей.
2. Цветная подсветка столов позволяет снять детское напряжение, тревогу с помощью спокойных тонов.
3. Классическая музыка, сопровождающая «песочные встречи», является дополнительной сенсорной стимуляцией и помогает детям расслабиться.
4. Такие игры, как «Встреча с «Песочной феей», «Песочный дождик», «Здравствуй, песочек» и другие, где дети с помощью взрослого проигрывают ситуации расставания с родителями, знакомства с неизвестным, осваивают позитивные способы поведения, помогают снять стресс и, действительно, приводят к сокращению сроков адаптации в учреждении, помогают воспитанникам социализироваться в новом коллективе и позволяют педагогу перейти на новый этап взаимодействия с детьми, предполагающий знакомство с миром чувств, эмоций, правильность их понимания, соответствующее на них реагирование и способность ими управлять.
Ученые говорят, что «взаимосвязь между здоровьем человека и его настроением очень тесная». Исследованиями доказано, люди более здоровы, если они счастливы. Положительные эмоции увеличивают в организме человека количество эндорфинов — гормонов радости, что в свою очередь укрепляет его иммунитет.
И именно игры песком лучше любого врача могут справиться с плохим настроением, потому что насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, радостью, что оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия.
С помощью таких игр на песке, как «Угадай эмоцию», «Галерея чувств», «Грустно-весело», ребенок выплескивает положительные и отрицательные эмоции. На основе эмоционального опыта у детей формируется социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции.
Таким образом, ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, что дает основу для дальнейшего формирования навыков позитивного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Согласитесь, все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношения с людьми, и результаты нашей работы.
Если мы с вами говорим о детях, то в данном случае культура общения ориентирует нас на формирование у них знаний, норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.
Совместные игры на песке формируют умение детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу, что безусловно сближает детей и часто служит началом дружбы. Таким образом совершенствуется психоэмоциональное здоровье дошкольников.
Но игры с песком настолько универсальны, что являются одним из способов развития их физического здоровья. Так, например, песок является бесплатным тренажером для пальчиков детей, т.к. во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней, что способствует развитию мелкой моторики рук.
Рисование и игры с песком в основном проходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. В целях профилактики нарушения зрения и снятия зрительного утомления проводится гимнастика для глаз.
Это комплекс упражнений на песке, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям (напр., «в правом углу - мишка, в левом - книжка, наверху - мячик, внизу - зайчик…»). В такой игровой форме малыш с удовольствием выполняет упражнения, не теряя к ним интерес.
Дыхательную гимнастику проводим через игровые задания на выдувание воздушной струи через трубочку на песок (например, выдувание на песке небольших углублений, ямок, разнообразных геометрических фигур, линий, букв и цифр).
Польза таких игр очевидна: укрепляется иммунитет; улучшается кровообращение, пищеварение; стимулируется работа сердца, головного мозга и нервной системы.
Массаж и самомассаж на песке с помощью массажных мячиков в сочетании с пальчиковыми упражнениями является одним из средств лечебно – профилактической работы, наиболее полно влияющих на здоровье и самочувствие детей.
Такая схема позволяет работать с воспитанниками любого возраста, варьируя и усложняя задания, поддерживая тем самым их интерес к совместным играм с песком. А также приводит к следующим результатам:
1. Значительно повысился общий эмоциональный фон.
2. Снизился уровень тревожности; дети чувствуют себя более успешными; легче адаптируются в коллективе.
3. Развита мелкая и общая моторика.
4. Повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, как показала практика, игры с песком - это очень результативный и оригинальный способ взаимодействия с дошкольниками, способствующий решению задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического и совершенствованию физического здоровья детей.