Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"
Автор: Толенкова Валентина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 101", г. Чебоксары
Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями, провести интерактивную игру по теме: «Адаптации малышей в детском саду». Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
В ходе проектирования были поставлены задачи:
1. Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье (гармонизировать стили общения и требования, предъявляемые родителями и воспитателями).
2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
3. Привлечь родителей к сотрудничеству со специалистами детского сада через использование новых организационных форм.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей.
Задачи:
Образовательная:
1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.
2. Рассказать об особенностях данного периода развития.
Воспитательная:
1. Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.
Развивающая:
1. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
2. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учре[1]ждения, уважительного отношения друг к другу.
Материалы: Выставка методической литературы; памятки для родителей, анкеты.
Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих пять лет.
Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися - это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения.
А сейчас для знакомства друг с другом мы сыграем в игру. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Сначала посмотрим кого у нас больше девочек или мальчиков: Первая группа - родители девочек. Вторая группа - родители мальчиков. Правила игры:
О себе ты расскажи.
Соседу руку протяни
И улыбку подари. Предлагает всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель.
Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все, присутствующие держатся за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель - воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни.
Мы с вами поиграли, познакомились и теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам. Тема нашего сегодняшнего разговора – это «адаптация ребёнка к условиям детского сада».
Что же такое «адаптация»? По другому – это «приспособление». Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Проблемы адаптации ребенка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Мама девочки трех с половиной лет так охарактеризовала ситуацию затянувшейся адаптации: «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!»
Ребенок идет в детский сад — это не просто событие, поскольку является третьим нормативным стрессом для семьи (первый нормативный стресс для семьи — свадьба, а второй — рождение ребенка). Надо понимать, что этот стресс, так или иначе, отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды, ощущения и даже запахи. Заметим, что чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между 3-м и 7-м годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года), который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворенности. На таком вот неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Кроме того, поступление ребенка в детский сад является и своеобразным тестом на определение семьи как функциональной (здоровой) и дисфункциональной (не здоровой). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, то мы должны понимать, что семья этого ребенка в данный период жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке.
Различают не сколького этапов адаптации:
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Вы должны одобрять такие действия малыша, подбадривать его улыбкой, жестами.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация (до 15 дней), адаптация средней тяжести (15-25 дней), тяжелая адаптация (более 25 дней). Разберём каждый из них.
Что такое ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ.
Это когда ваш Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо.
- смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается;
- легко вступает в контакт сам по собственному желанию, может попросить о помощи;
- умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу;
- у ребёнка настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются;
- когда ребёнок придерживается установленных правил поведения, нормально реагирует на замечание и одобрение;
- когда он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ.
- Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.
- Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
- На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.
- Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей.
- Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
- Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.
- С ребёнком не удаётся установить контакта.
- Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.
- Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.
От чего же зависит то, что у одного ребёнка адаптация проходит в лёгкой форме, у другого в более тяжёлой?
Привыкание детей зависит от нескольких факторов: здоровье ребенка; навыки самообслуживания; соблюдение режима дня; возраст ребенка (наиболее благоприятный период 1 год 8 месяц - 2 года; после 3 лет).
Итак, есть определённые этапы адаптационного периода и мы сейчас пошагово разберём их.
Какие бывают уровни адаптации:
Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть)
- К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
- Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
- Необходимости отстаивать свое личное пространство;
Физиологический (надо привыкнуть)
- К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);
- Невозможности уединения;
- Необходимости самоограничений;
- Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
Какие есть степени адаптации:
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1-16 дней - легкая адаптация
20-40 дней – адаптация средней тяжести
от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация
Три степени тяжести прохождения адаптационного периода.
Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.
Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода)
«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!». Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.
Способы уменьшить стресс ребенка.
1. В первую очередь родителям необходимо заранее познакомиться с ясельным режимом дня и постараться дома придерживаться его , как можно ближе. Ведь основные трудности чаще всего возникают из-за того, что дома он живет совсем по другим биологическим часам. Ребенок и так находится в состоянии эмоционального стресса: его разлучили с родными и близкими людьми, оторвали от привычной обстановки, а тут еще и меняется привычного режима. Детский организм не понимает в чем дело, сопротивляется и это может привести к частым заболеваниям.
2. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
3. Важным моментом в режиме дня маленького ребенка является дневной сон. Он положительно влияет на психическое и физическое здоровье.. Даже укладывая на дневной сон, многие мамы ложатся вместе с ребенком и укачивают его. Надо понимать, что воспитатель не может ложится на кроватку с ребенком, а ребенку не понятно почему он должен засыпать в кроватке один. Он плачет , протестует против такого укладывания. Чтобы ребенок спал спокойно в детском садике, важно заранее приучить его самостоятельно засыпать в детской кроватке и без укачиваний.
4. Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.
5. Ребенку будет намного легче адаптироваться в детском учреждении, если родители научат его простым первичным навыкам самообслуживания, т.е. :самостоятельно снимать и надевать трусики, штанишки. колготки. носочки и тапочки.
Я поделилась с вами своими наблюдениями, замечаниями и советами, как помочь ребенку подготовиться к яслям. Конечно, я не буду скрывать. что адаптация малыша к детскому саду во многом зависит и от самого воспитателя.
А сейчас дорогие родители хочу дать вам пару советов:
Нужно исключить все поводы для беспокойства малыша при походе в детский сад:
- Оказаться от сборов в спешке. Часто родители собирают детей в садик, как солдат на полевые сборы, не давая им возможности спокойно проснуться, опомниться и понять, что вообще происходит. Слыша каждое утро: «Быстрее ешь!», «Не смотри мультики!», «Мы опаздываем!», «Что ты там копаешься!», «У нас совсем нет времени!» – ребенок испытывает стресс и связывает его с предстоящим походом в детский садик.
- Отказаться от волнительных прощаний. Часто сами родители волнуются, прощаясь с малышом в детском саду. Детям полностью передается тревожное настроение родителей, и они начинают капризничать.
- Отказаться от лжи для усыпления бдительности малыша. Услышав от любимой мамы: «Подожди меня здесь, я скоро приду» – ребенок весь день будет ждать ее и беспокоиться, почему она задерживается. Лучше честно сказать малышу, что ему придется остаться садике до вечера.
Если, несмотря на все уловки, при расставании с мамой у малыша каждый раз случается истерика, можно попробовать переложить обязанность отводить ребенка в сад на бабушку, дедушку, старшую сестру, тетю, дядю. Не чувствуя сильной привязанности к провожающему, ребенок спокойнее будет воспринимать расставание.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.
Во что поиграть с ребенком дома.
Есть несколько игр, которые позволят вам сформировать у ребёнка положительное отношение к детскому саду. Вот некоторые из них:
Мишка идёт в детский сад.
Сообщите малышу, что одна из игрушек должна отправиться в детский сад: допустим, это будет медвежонок. Теперь он каждый день должен ходить в садик. Детский сад для мишки может находиться, например, в специально обустроенной коробке, куда вы вместе с ребёнком, будете отправлять его на пару часов в день. При этом малыш не должен беспокоить плюшевого друга в детском саду, потому что тот занят там важными делами и не может уйти раньше положенного. Когда ребёнок сам отправится в садик, сообщите ему, что теперь они с мишуткой будут заниматься вместе — пусть берёт его с собой. К тому же, таким образом ребёнок будет носить частичку дома.
Волшебный ключ.
Подарите ребёнку самый обыкновенный ключик (пусть даже не от вашей квартиры) и скажите, что он теперь будет находиться у малыша, чтобы напоминать о том, что вечером снова домой. Однако сообщите и то, что вы без этого ключика домой попасть не сможете, поэтому вечером обязательно за ним вернётесь. Так у ребёнка будет что-то, напоминающее о вас, и в то же время, он будет знать, что вы точно не бросите его в садике.
Я рассказала о самом главном в адаптации ребенка к детскому саду, если какие-то вопросы были не понятны или возникают смежные вопросы мы всегда сможем их обсудить индивидуально или организовать собрание по интересующей теме.
Наше первое собрание подошло к концу, я надеюсь, что оно было информативным и полезным для Вас. Вместе мы пройдем адаптационный период легко и быстро.
Анкета
(Цель анкеты - адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка)
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам выбрать ответ на вопрос:
1. Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка?
- своя интуиция;
- педагогическая и психологическая литература;
- воспитатель детского сада;
- психолог детского сада;
- личный опыт и то, как их воспитывали в детстве;
- советы других родителей, друзей, соседей;
- другое …
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- максимально полную информацию о ребёнке;
- педагогические советы по общению с ним;
- рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать;
- возможность большего общения с родителями других детей;
- участвовать в жизни детского сада;
- другое …
3. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста.
- ребёнок плохо ест;
- не слушается родителей;
- вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка;
- не знаете чем занять ребёнка дома;
- другое …
4. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?
5. Если нет, то почему не обращались?
- не придаёте особого значения этим трудностям;
- считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога;
- считаете, что справитесь сами;
- другое …
Памятка для родителей
1. Мы всегда рады Вас видеть.
2. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.
3. Просим вас сообщать о причинах непосещения ребёнком ДОУ. Если ребёнок заболел - необходимо сразу сообщить о болезни по телефону.
(обязательно спросите, кто принял информацию) или лично воспитателю. Родители, помните! Если ребёнок не посещает ДОУ пять дней и более, то он принимается в ДОУ с медицинской справкой.
4. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в ДОУ по семейным обстоятельствам (отпуск, лечение, временный отъезд) напишите заявление на имя заведующего.
5. Во время проведения праздничных и иных мероприятий в нашем учреждении, просим вас иметь сменную обувь или бахилы, отключать мобильные телефоны.
6. Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад игрушки и продукты питания.
7. Для создания комфортных условий пребывания ребенка у нас необходимо:
• не менее 2-х комплектов сменного белья: мальчикам - шорты, трусики, майки, колготки; девочкам - колготки, трусики, майки. В теплое время - носки, гольфы;
• памперсы;
• два пакета для хранения чистого и использованного белья;
• белье, одежда и прочие вещи должны быть промаркированы.