Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие по стране Математике"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ФЭМП "Путешествие по стране Математике"
Автор: Евдокимова Елена Юрьевна
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Развивающие:
1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
• закрепить названия и последовательность дней недели;
• закрепить названия геометрических фигур;
• актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо влево;
• закрепить знание знаков «>», «<» и «=», умение читать записи;
• способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.
Методы и приёмы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические игры «Назови лишнее слово», «Кто самый умный? »
Практический: решение задач и примеров, измерение меркой, моделирование конструкций.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация, постановка проблемы.
. 2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: физкульт минутка, вопросы на смекалку.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, моделирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Демонстрационный материал:
• Карта с изображением города
• письмо от жителей города,
• письма с заданиями,
• дом с числами,
• сундук с кладом.
Раздаточный материал: мяч, счетные палочки, тетрадь в клетку и простой карандаш на каждого ребенка.
Планируемые результаты: Ребенок умеет давать развёрнутый ответ на вопрос, различает геометрические фигуры и их особенности, умеет различать и применять знаки < > =, умеет решать логические задачи.
Критерии оценки деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности:
1. Ребенок активно участвует в непосредственно – образовательной деятельности.
2. Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со сверстниками и взрослым.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, как гостеприимные хозяева давайте поздедственно образовательной деятельности ороваемся с гостями.
Молодцы.
А теперь все внимание на меня.
А знаете, что сегодня произошло утром, когда я пришла на работу. На моем столе лежал сундучок и письмо. Ребята, а хотите ли вы узнать,от кого пришло письмо и что в нем написано.
Дети: Да.
Воспитатель распечатывает конверт и читает письмо. Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Письмо от жителей страны Математика: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители страны Математики. Нам, очень нужна ваша помощь. Дело в том, что вчера на наш город налетел сильный ветер и унес все номера домов на нашей улице и даже название нашей улицы. Теперь мы не можем ходить в гости, и почтальон не может принести нам наши письма и посылки. Все нарушилось на нашей замечательной улице! Жители очень расстроены, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, помогите нам, пожалуйста, вернуть на место номера наших домов! Жители страны математики ».
Воспитатель: Итак, ребята вы готовы помочь жителям страны математики?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда для того чтобы вернуть номера домов жителям, мы с вами должны выполнить задания.
Воспитатель: Итак, задание под номером один.
Задание 1. Цель: закреплять у детей знание дней недели и их последовательности, месяцев, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в круг и по очереди отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Нужно быстро и правильно ответить на все вопросы. Для этого мы сделаем круг. Я буду кидать вам мяч, и задавать вопросы, а вы – ловить мяч и отвечать на них.
Вопросы: Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Сколько всего месяцев в году? Какой сегодня день недели? Сколько всего дней в недели? Назови все «рабочие» дни. Назови «выходные» дни. Какой день недели идет перед средой? Какой день недели идет после четверга? Как называется третий день недели?
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили. Первое задание выполнено замечательно. И мы можем вернуть номер первому домику. Этот домик с зеленой крышей и квадратными окнами. Номер домика «10».
Воспитатель: приклеивает номер на домик. Двигаемся дальше. И у нас второе задание.
Задание 2. Игровое задание со счетными палочками. Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры. Материалы: счетные палочки. Перед детьми на столах лежат коробки со счетными палочками.
Воспитатель: Слушайте внимательно задание. - отсчитайте три палочки и сделайте треугольник - отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник
Воспитатель: Сколько треугольников получилось?
Дети: Два.
Воспитатель: Сколько многоугольников?
Дети: Три.
Воспитатель: Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник .
Воспитатель: Сколько треугольников?
Дети: Три.
Воспитатель: А сколько многоугольников?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Найдите и покажите их.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились со вторым заданием. Теперь мы можем вернуть номер синему домику с овальными окнами. Номер домика «2».
Воспитатель: А сейчас ребята, надо немного отдохнуть и сделать зарядку.
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем - Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель: А сейчас у нас с вами задание номер 3.
Задание 3.
Цель: закреплять знания детей знаков«>» «<» «=».
Материалы: макет домика из бумаги с написанными числами, фломастеры на каждого ребенка.
Воспитатель: Для выполнения задания давайте подойдем к домику, где находятся числа, которые нужно сравнить. Поставить знаки «>», «<» или «=».
Дети по очереди выходят и дорисовывают нужный знак.
5 7
7 1
3 5
6 8
6 6
2 5
7 4
8 8
4 0
Воспитатель, как вы думаете какому домику, мы с вами сейчас вернем номер. Правильно оранжевому домику с синей крышей. И номер домика будет «8»
Воспитатель: Итак, мы почти справились с вами с заданиями и у нас с вами задание №4
Задание номер 4. Проводиться игра «Зашифрованный рисунок» Цели: Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
Материал: тетрадь в клетку и простой карандаш на каждого ребенка. Воспитатель: А теперь ребята мы сядем за столы. Ребята возьмите свои карандаши и откройте тетради. Найдите красную точку, поставьте на нее карандаш и следуйте моим инструкциям. Воспитатель: А сейчас Вика нам напомнит правила работы в тетради.
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
Вика В.
Приступаем:8 вправо 1 влево 2 вверх 1 вверх 4 вправо 1 влево 5 вниз 1 вниз 4 влево 1 влево 2 вверх 3 вверх 4 влево 1 влево 3 вниз 1 вверх
Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием. Что у нас с вами получилось.
Дети: ключ.
Воспитатель: Очень хорошо вот и четвертый домик у нас будет с номером. Это ключик от домика красного с фиолетовой крышей. И номер домика «4»
А нам с вами осталось последнее задание. Самое трудное. Теперь соберемся с силами. Выйдем на коврик. И будем отвечать на вопросы. А вопросы не простые, а на смекалку и сообразительность. Задание 5. На смекалку и сообразительность.
1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре уха)
2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь лап)
3. Наступил февраль. Сначала расцвели
3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)
4. У собаки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)
5. Сколько ушей у двух ежей?
6. Сколько хвостов у четырех котов?
7. Сколько носов у трех слонов?
8. Сколько орехов в пустом стакане?
Воспитатель: Молодцы, дети! Я рада, что всё у вас получилось. Мы можем вернуть номер на последний самый маленький домик. Этот домик под номером «6» .
Как замечательно, все домики вернули свои номера благодаря вам. А вот наша улица по прежнему без названия.
Как вы думаете, как может называться улица, на которой дома с номерами 2,4,6,8,10? Подумайте хорошенько, какие это числа? Дети: Улица Четная.
Воспитатель: Правильно дети, а почему вы так думаете?
Дети: Потому что числа 246810 являются четными.
Воспитатель прикрепляет название улицы. Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что было самым трудным?
Ой, ребята, а за дверью нас ждет сюрприз. Это еще одно письмо и посылка от жителей страны математики.
Воспитатель распечатывает и читает письмо. «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли наш город и нашу улицу, теперь мы снова можем ходить в гости и получать письма. Все жители Страны математики очень счастливы. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей страны вручаются самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель раздает конфеты и благодарит детей.
Путешествию – конец
Каждый просто молодец
С математикой дружите, Знания свои копите
Пусть помогут вам старанье
Память, логика, вниманье!
Полина Л.
Воспитатель: Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного. На этом наше занятие заканчивается, большое всем спасибо!
Список литературы: 1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 336 с. 2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: /методическое пособие /А. В. Белошистая. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 320с. 3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: / учебное пособие / А. В. Белошистая. – М.: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400с. 4. Макарова О. А. Планирование конспектов занятий по математике в подготовительной группе ДОУ / О. А. Макаорва. - М.: изд. АРКТИ, 2008 – 116с. 5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990. 6. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. / А. Сорокина. / - М.: Просвещение, 2000. 7. Хамидулина Р. М. Математика Подготовка к школе. Сценарий занятий. / Р. М. Хамидулина. Изд. «Экзамен» 2007. – 302 с.