Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с матрёшкой
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с матрёшкой
Авторы: Танкова Алевтина Андреевна,
Котляр Вера Анатольевна,
Подгорных Юлия Павловна
МАДОУ «ЦРР-детский сад №13», г. Кунгур, Пермский край
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрёшкой – это одна из частей формирования у детей чувства патриотизма.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребёнка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой – черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.
Цель: воспитание интересов к разнообразию народных игрушек на основе ознакомления детей дошкольного возраста с Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения.
Задачи:
- обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- воспитывать добрые и нежные чувства к русскому народному творчеству.
Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Народная игрушка будить мысль и фантазию ребёнка. Учитывая особенности матрёшки, интерес детей к этой игрушке, её влияние на развитие детей наметили цикл мероприятий по использованию матрёшки в различных видах деятельности в детском саду.
Организация педагогического процесса строится на создании условий для ознакомления с народным искусством: альбомы «Декоративно-прикладное искусство», «История русской Матрёшки», выставка иллюстраций «Эта русская Матрёшка».
Совместная деятельность включает в себя рассматривание иллюстраций с матрёшками, беседа «История русской Матрёшки», разучивание стихов, народных песен, прибауток, потешек.
Интегрированное НОД «В гостях у Матрёшки», в котором дети познакомились с народной игрушкой через интеграцию занятий художественно-эстетического развития.
В изодеятельности: рисование «Придумай узор», лепка «Матрёшка», аппликация «Наряди Матрёну»; использование детьми матрёшки в самостоятельно организованной деятельности детей.
В своей работе мы используем следующие методы и приёмы: рассматривание и описание детьми матрёшек, организация выставок; беседы по ознакомлению с искусством; придумывание сказок; дидактические игры: «Помоги гончару», «Собери бусы из бисера», «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку»; использование детьми игрушки матрёшки в самостоятельно организованной деятельности детей.
Известно, что любая воспитательная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей. Были использованы следующие формы работы: мастер-класс «Эти дивные матрёшки», информационная папка-передвижка «История русской матрёшки».
Народно-прикладное искусство связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами дополнили музыкальным воспитанием дошкольников: разучивание народных игр, хороводных песен.
В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно – творческой деятельности позволил с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор», «Учпедгиз», Москва, 1957г, стр.240.
2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», «Просвещение», Москва, 1970г, стр.148.