Устное народное творчество в развитии ребенка
Устное народное творчество в развитии ребёнка
Автор: Ходжаева Хосият Каримбаевна
Аннотация: Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. В наше время ребенок больше времени проводит перед компьютером, нежели в живом окружении. В результате, произведения народного творчества не используется в развитии ребенка, или же, используется редко.
Ключевые слова: народное творчество, русский фольклор, духовные ценности, моральные нормы, детский сад, художественные произведения, дошкольники.
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [5]. Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста.
Одним из первых художественных произведений, который способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников. Произведения устного народного творчества — это первое, что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки.
В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:
‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;
‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;
‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;
‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;
‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности. Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком.
На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т.п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации [4].
Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идёт огромное воспитательное значение сказки.
Методы и приёмы работы со сказкой:
1. Моделирование сказок- использование в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» -три коричневых треугольника разной высоты и длины, соответствуют размеру и цвету персонажей.
2. Сказка с помощью картинок- ребёнок на серии картинок не только рассказывает о героях, которые изображены на картинках, но и размышляет что происходит вокруг.
3. Сказка по кругу- дети по очереди продолжают сказку, начатую воспитателем. «Однажды утром Женя шла в садик с папой…».
4. Сказка-наизнанку (игра-фантазирование) - к примеру, экологическая сказка «Теремок» - мышка приглашает в теремок, аргументируя преимущества жизни в нём, а звери отказываются, приводя свои весомые аргументы. Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3].
В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь. Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.
Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2]. В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [1].
В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове. С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.
Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.
Список литературы:
1. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И.Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 128 с.
3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с.28–35.
4. Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 400с.
5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л.А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.