Проект «Найди, создай и поиграй!»
Проект «Найди, создай и поиграй!»
Авторы: Паршина Юлия Александровна,
Передернина Е.Г., Емельянова Е.В.
МАДОУ «Детский сад № 369», г. Пермь
Информационная карта:
Кадры, реализующие проект |
Специалисты ДОУ, родители и дети |
Вид, тип проекта |
Краткосрочный, практико-ориентированный |
Цель, направления деятельности проекта |
Обучение родителей способам изготовления и использования игровых пособий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение педагогической культуры, вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания детей. |
Краткое содержание проекта |
В ходе реализации проекта педагоги проводят для родителей мастер-классы, консультации по изготовлению дидактических пособий. Родители и дети изготавливают наглядные игровые пособия для развития речи, познавательного интереса, эмоциональной сферы. Дети и взрослые подбирают иллюстративный материал, изготавливают различные дидактические пособия. |
Количество участников |
10 детей с ОВЗ, 2 воспитателя, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. |
Возраст детей |
5-6 лет. |
Форма проведения |
Совместная деятельность детей и педагогов, детей и родителей, мастер-классы, беседы, консультации, выставки, презентации. |
Продукт проекта |
Наглядно-игровые пособия для использования родителями и детьми, воспитателями и детьми, которые будут привлекать внимание, оказывать положительное влияние на развитие психических процессов, речи. |
Актуальность.
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Конфуций.
Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительного результата можно достигнуть только при рассмотрении семьи и детского сада как единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Детский сад и семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут взаимодействовать более эффективно, если трудоёмкий процесс коррекционной работы будет окружён положительным настроем и доброжелательным эмоциональным фоном. Привлечение родителей к изготовлению наглядно - игровых пособий способствует установлению доверительных отношений между специалистами и семьёй ребёнка с ОВЗ, помогает вовлечь родителей в коррекционный процесс, даёт почувствовать поддержку и заинтересованность обоих сторон.
Участвуя в педагогическом процессе, родители являются источниками информации, помощи, поддержки ребенку, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности, удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Совместная деятельность родителя и ребенка по изготовлению наглядных игровых пособий раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный, коррекционный и обучающий процесс. Самостоятельное изготовление игр, пособий с обязательным привлечением к этой работе детей приносит радость от совместной деятельности и эффективность работы с такими пособиями достаточно высока - 30% усвоения информации. У ребёнка неизбежно возникает интерес, появляется желание разобраться в назначении игрового пособия. А это приводит к лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
Родители проводят время с ребенком, совместно играют, экспериментируют, педагог направляет их деятельность. Подчинение детей и взрослых единым правилам дает ребенку почувствовать свою значимость, а родителю изменить позицию и побыть в роли ребенка.
Взаимодействие семьи и детского сада друг с другом, создаёт оптимальные условия для развития ребенка с ОВЗ, позволяет накопить определенный социальный опыт.
Цель проекта: Обучение родителей способам изготовления и использования пособий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
1. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, направленной на развитие психических процессов.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Обучение родителей взаимодействию с детьми.
4. Создание условий для развития артикуляционной моторики, развитие у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений.
5. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
6. Развитие способности детей распознавать и выражать эмоции.
7. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитание у них доброжелательности, желания принимать участие в практических занятиях.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный.
№ |
Формы работы |
Результат |
Ответствен-ные |
1. |
Разработка проекта. |
Разработанный проект |
Инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, учитель-логопед |
2. |
Анкетирование родителей «Помощники - развивашки ваших детей». |
Содержание анкет |
Педагог-психолог, воспитатели |
3. |
Онлайн-консультация для родителей «Артикуляционные упражнения: особенности и правила выполнения». |
Знания родителей об особенностях выполнения артикуляционных упражнений |
Учитель-логопед |
4. |
Разработка мастер-класса для родителей по созданию книжек с артикуляционной сказкой. |
Материалы мастер-класса |
Учитель-логопед |
5. |
Разработка мастер – класса для родителей по изготовлению игры «Где живет витаминка» |
Материалы мастер-класса |
Инструктор по ФИЗО |
6. |
Разработка мастер – класса по изготовлению игрового пособий на развитие эмоциональной сферы детей. |
Практические навыки родителей |
Педагог-психолог |
7. |
Чтение для детей артикуляционных сказок. Беседы о ЗОЖ. Просмотр презентаций. |
Знания детей |
Инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, учитель-логопед |
8. |
Игры с детьми на развитие эмоциональной сферы «Цветные мыши», «Наседка и цыплята», «Угадай настроение». |
Знания, умения детей |
Педагог-психолог |
II этап – основной этап реализации проекта.
№/П |
Формы работы |
Результат |
Ответствен-ные |
1. |
Консультация для родителей «Игра в развитии ребёнка» |
Знания родителей о дидактических играх |
Педагог-психолог |
2. |
Мастер-класс для родителей по созданию книжек с артикуляционной сказкой. |
Умение создавать книжку |
Учитель-логопед |
3. |
Создание родителями совместно с детьми и логопедом книжки «Артикуляционная зимняя сказка». |
Книжка «Артикуля- ционная зимняя» сказка» |
Учитель-логопед |
4. |
Мастер-класс для родителей по изготовлению игры «Где живет витаминка?». |
Практические навыки родителей |
Инструктор по ФИЗО |
5. |
Создание родителями совместно с детьми и инструктором по ФИЗО игры «Где живет витаминка?» |
Дидактическая игра «Где живет витаминка?» |
Инструктор по ФИЗО |
6. |
Обучение детей в совместной и самостоятельной деятельности выполнению артикуляционных упражнений |
Умение детей выполнять артикуляционные упражнения |
Учитель-логопед |
7. |
Создание родителями совместно с детьми и педагогом психологом игрового пособия «Отгадай эмоцию» |
Игровое пособие |
Педагог-психолог |
8. |
Мастер-класс для родителей по изготовлению игры «Мемори – эмоции» |
Дидактическая игра |
Педагог-психолог |
III этап – Заключительный.
№ |
Формы работы |
Результат |
Ответственные |
1. |
Фотоотчёт изготовления пособий детей с родителями и игры «Создаём и играем». |
Дидактические игры и пособия. Заинтересованность и активное участие родителей, детей |
Инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, учитель-логопед |
2. |
Презентация и выставка дидактических игр, наглядно - игровых пособий и семейных книжек с артикуляционными сказками. |
||
3. |
Анкетирование родителей «Актуальность игровых пособий в развитии детей». |
Компетентность родителей в развитии и воспитании детей |
Воспитатели |
Ожидаемые результаты проекта:
1. Реализация проекта позволит заинтересовать родителей и вовлечь их в образовательный процесс.
2. Наглядные, игровые пособия для использования родителями и детьми, воспитателями и детьми, будут привлекать внимание, оказывать положительное влияние на развитие психических процессов.
3. Пополнение речевых уголков, уголков разгрузки, центров здоровья и физкультуры наглядными игровыми пособиями (яркими, интересными), разработанными и изготовленными родителями с детьми.
4. Выставка (виртуальная) наглядных, игровых пособий, дидактических игр по здоровьесбережению, эмоциональному и речевому развитию.
5. Создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ, накопления определенного социального опыта.
Практическая значимость проекта: Разработанные игровые пособия могут быть использованы в практической деятельности педагогов, специалистов для оптимизации процесса игровой деятельности и всестороннего развития детей.
Трансляция проекта: В группе ВК МАДОУ «Детский сад № 369» «СадКо», на родительских собраниях, педагогических интернет-сайтах, методических объединениях, педагогических советах.