Восприятие художественной литературы и фольклора в детском саду
Восприятие художественной литературы и фольклора в детском саду
Автор: Боброва Антонина Игоревна
ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района", Санкт-Петербург
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, устанавливая временные и простые причинные связи, называя главные характеристики героев, мотивы их поступков. Это позволяет сочувствовать и сопереживать героям произведений.
В значимости чтения детям выделяют следующие позиции:
• чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;
• обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;
• демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;
• помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;
• приобщение ребенка к лучшей форме родного языка – литературной;
• стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении.
Направления образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы
• Непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);
• Самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению);данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);
• Взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.
Дошкольный возраст период активного становления художественного восприятия ребенка. Оно проходит через:
· чтение и совместный анализ произведения;
· проигрывание отрывка, прослушивание сказок, рассказов, потешек, стихотворений с использованием компьютера;
· режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом);
· ситуативную беседу;
· рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, рассказов, с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
· словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок.
Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром художественной литературы и фольклора. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения. Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
С 3-4 лет могут решаться уже более сложные задачи на занятиях по восприятию художественной литературы. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
К задачам чтения художественной литературы с детьми 4-5 лет относятся:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
- Формирование навыка нравственной оценки произведения.
- Развитие способности к сопереживанию героям.
В средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
В старшей группе список задач расширяется:
- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
- Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
К задачам возрастной группы от 6-7 лет относятся:
- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
- Развитие у дошкольников чувства юмора.
- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Заключение: Литература воспитывает ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи, способствует освоению художественно-речевой деятельности.
Всё это обогащает читательский опыт детей и поддерживает желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисовании, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
Литература:
Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2013.