Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Солнышко лучистое"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Солнышко лучистое"
Автор: Полякова Анна Викторовна
ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района", Санкт-Петербург.
Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать чувство ритма, ориентирование на листе, умение чередовать оттенки и узоры;
- обращать внимание детей на красоту окружающего мира;
- развивать творческое воображение, вызывать положительный эмоциональный отклик на сказочное, необычное вокруг нас;
- продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов;
- закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми оттенками , учить смешивать краски для получения новых оттенков;
-закрепление умения использовать инструментарий: кисти, ватные палочки.
ОО «Познавательное развитие»:
- закреплять умение получать информацию о новом объекте (солнце) в процессе наблюдения за ним;
- развивать мышление, воображение, память;
- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
ОО «Речевое развитие»:
- Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
- Пополнять (лучистое, колоритность) и активизировать (пылающее) словарь детей на основе углублённого знания о природном явлении. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные: лучистое, яркое, сияющее, блестящее, пылающее, ласковое.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать уверенность в себе.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Продолжать развивать умение договариваться со сверстниками.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин с разными техниками изображения солнца, фотографий «лучи солнца из-за туч», картины «Солнце в закате» Андрей Чеботару , «Стремление к солнцу» Терновская Ирина, «Солнце и гребцы» Урбаханов Владислав Эдуардович, «Солнце» Александр Тихомиров.
Серия фотографий «Луч солнца из-за туч». Наблюдение за солнцем в разное время суток в солнечных очках, рассматривание на прогулке солнечных лучей и теней на земле, стенах домов. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К. Ушинского.
Оборудование на каждого ребёнка:
- белая, тонированная бумага пастельных оттенков;
- гуашь (оранжевая, красная, желтая, белая);
- палитра на каждого ребенка;
- кисти (белка № 5, белка № 2);
- ватные палочки;
- салфетки;
- стаканчики-непроливайки на каждого ребёнка;
- подставка под кисти на каждого ребёнка.
Ход занятия
Вводная часть.
В.: ребята, посмотрите, нам пришло письмо.
Воспитатель достаёт из почтового ящика письмо и читает его детям.
«Здравствуйте мальчики и девочки! Меня зовут Юфи. И я из чудесной страны «Самбвики». В наших лесах обитают чудесные звери и птицы, растут диковинные растения. Но недавно над нашей страной зависла темная грозовая туча и уже несколько дней подряд из неё всё льёт и льёт дождь. Все наши волшебные птицы и звери спрятались по домикам и больше не радуют нас своим волшебным пением и танцами. От этого и наш народ загрустил и пригорюнился. Ребята, помогите, пожалуйста, поднять настроение нашим жителям.»
В.: Чем же мы можем помочь Юфи и жителям страны «Самбвики»? Да, правильно, можно порадовать их рисунком. Что же можно нарисовать такого яркого и весёлого? Конечно же, солнышко! Ребята, расскажите, а какое оно? Верно, оно яркое, круглое, лучистое, сияющее, тёплое, пылающее, ласковое. Как много можно сказать об одном солнце!
Основная часть.
В.: Нам предстоит нарисовать лучистое солнышко, которое будет радовать и нас в пасмурную погоду и порадует жителей страны «Самбвики». Девочки и мальчики, занимайте свои мини-мастерские, сейчас будем творить чудеса.
Дети занимают свои места.
В.: Ребята, давайте вспомним, как правильно держать кисть в руке. Правильно, мы держим кисточку за «юбочку», кончик кисточки не должен смотреть вам в глаз. Здорово, теперь все готовы. Посмотрите глазками туда, где будет жить ваше солнышко: в центре, с боку, в углу. Наберите на толстую кисть понравившуюся гуашь и нарисуйте круг. От круга в разные стороны нарисуйте волнистые линии-лучики. Промойте кисть и наберите другой цвет. Кончиком толстой или тонкой кисти нарисуйте волнистые или ломаные линии. Чередование этих линий предаст рисунку колоритность, то есть яркость, своеобразность, выразительность. Внутри круга можно нарисовать орнамент: спираль или ещё один круг. Промойте кисть и наберите другой цвет. Примакивающим движением кисти по контуру солнца нарисуйте мазки.
Пока работа сохнет, мы можем позвать наше солнышко, выходите в центр группы.
Производится пальчиковая игра «Солнышко».
Солнышко, Солнышко!
Ты взойди поскорей!
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!
Дети поднимают кулачки на уровне груди, затем раскрывают ладошки с растопыренными пальчиками, похожими на лучики. Выполняется 2 раза. Левую руку поднимают вперёд и вверх,поочерёдно загибают три пальца на правой руке. Поочерёдно сгибают и разгибают широко расставленные пальчики. Повторяется 2-3 раза.
В.: Солнышку осталось добавить солнечных зайчиков. Что бы они могли веселить и радовать нас всех.
Заполните три ячейки палитры белой гуашью. Промойте кисть и макните её кончик в чистый цвет, например красный. Теперь добавьте этот цвет в белую гуашь и перемешайте. Вот у вас получился новый цвет, у всех он получился разный, ведь каждый из вас добавил разное количество краски к белилам. Придумайте название новому цвету! Теперь смешайте новые оттенки, используя оранжевый и желтый цвета.
Ребята, возьмите ватные палочки, окуните их в чистую воду, а затем наберите понравившийся оттенок.
Поставьте точки на солнышке и лучах. Для нанесения разных оттенков берите новые ватные палочки. Тычковыми движениями завершите узор внутри солнца, а так же по внутреннему кругу солнца и вдоль волнистых лучей.
Рефлексия.
В.: Ребята, кто закончил свои работы, аккуратно несите их на большой стол, давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились? Опишите их. У кого получилось самое большое и маленькое солнце, ярое и спокойное, а может быть у нас есть грустное солнышко? Что вам понравилось больше всего? Где было легко, а где сложно?
Действительно, чудесные рисунки. Я смотрю на них, и чувствую тепло солнечных лучиков, и у меня понимается настроение. Мне кажется, что это чудесное лекарство от нашей грусти и грусти наших друзей. Я сфотографирую все ваши работы и отправлю на электронную почту жителям страны «Самбвики». Пусть ваши работы поднимает им настроение!