Как подготовить ребенка к школе: рекомендации родителям
Как подготовить ребенка к школе: рекомендации родителям
Автор: Пономаренко Олеся Анатольевна
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
· к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
· он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
· ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
· должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
· ребенок должен быть коммуникабельным, то есть должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
· толерантность, это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
· нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
· ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
· понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
· наличие интереса к учению и получению новых знаний;
· способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
· усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
- Внимание:
· Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
· Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
· Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
· Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
- Математика:
· Цифры от 0 до 9.
· Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
· Арифметические знаки « > », « < », « = ».
· Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
· Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.
- Память:
· Запоминание 10-12 картинок.
· Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
· Пересказывание текста из 4-5 предложений.
- Мышление.
· Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей …», «Суп горячий, а компот …» и т. п.
· Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
· Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
· Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
· Складывать пазлы без помощи взрослого.
· Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
- Мелкая моторика.
· Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
· Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
· Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
· Выполнять аппликации.
- Речь.
· Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
· Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
· Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
· Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
· Различать в словах звуки.
- Окружающий мир.
· Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
· Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.
Тренируем руку ребенка.
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
Рекомендации родителям дошкольника.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
· Не будьте слишком требовательны к ребенку.
· Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
· Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
· Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
· Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
· Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
· Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
· Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
· Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
· Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
· Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
· Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
· Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
· Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
· Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.