Сотрудничество семьи и детского сада в воспитании детей
Сотрудничество семьи и детского сада в воспитании детей
Автор: Головнина Маргарита Петровна
«Воспитание - великое дело, им решается участь человека»
В.Г. Белинский.
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведётся спор о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.
Семья и ОУ – два наиболее важных института социализации детей. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и ОУ.
В ОУ дети получают всестороннее образование, приобретают умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявляют собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности.
Поэтому неслучайно в 2017 году в нашем детском саду была разработана целевая программа по взаимодействию с семьей, одной из задач которой стало духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия образовательного учреждения и родителей.
Основу для плодотворной работы создают следующие направления деятельности:
- духовно-образовательное (занимательное дело, беседы совместно с родителями, чтение литературы);
- воспитательно-образовательное (развлечения и народные праздники совместно с родителями);
- культурно-познавательное (целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- нравственно-трудовое (труд детей совместно с родителями)
В нашей работе удачно зарекомендовали себя такие формы, как:
1. Создание портфолио семей. Портфолио - это подборка материалов, характеризующих деятельность семьи ребёнка. Педагогический коллектив ОУ совместно с родителями определил структуру и содержание портфолио, которая включает следующие разделы:
- общие сведения о семье, о её рождении и «корнях»;
-вечные ценности семьи: своеобразный толковый словарь, составленный совместными усилиями членов семьи (любовь, лад, семейное счастье, хорошая семья...);
- семейный кодекс: свод законов, по которым организуется жизнедеятельность семьи;
- договор с самим собой - самообязательства отца, матери по улучшению своей семейной жизни;
- что необходимо знать, чтобы быть хорошими родителями, счастливой семьёй.
2. Проведение традиционных совместных праздников родителей и детей: «День защитников Отечества», «День семьи, любви и верности», «День села».
3. Создание семейных проектов: «Откуда мы родом», «Профессии нашего села», «Памятный платок», «Бабушкин сундучок».
4. Изготовление венка памяти и возложение его вместе с родителями к памятнику погибшим воинам в День Победы, участие в акции «Бессмертный полк».
5. Организация экскурсии на предприятия, где трудятся родители.
6. Проведение субботников по уборке территории образовательного учреждения и села.
7. Оказание помощи престарелым людям.
Я считаю, что для достижения устойчиво-положительных результатов в духовно-нравственном воспитании и социализации детей необходимо тесное сплочение сил общеобразовательного учреждения и родителей.