Макетирование как составляющая часть организации педпроцесса в экологическом воспитании детей
Макетирование как составляющая часть организации педпроцесса в экологическом воспитании детей
Автор: Анфалова Елена Валентиновна
МБДОУ "№ 74 "Винни-Пух", г. Северодвинск
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение. Именно дошкольный возраст является самым перспективным для закладывания и освоения основ экологической культуры.
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им.
Все особенности познания окружающего мира природы детьми необходимо учитывать при организации образовательной деятельности.
Особое внимание обращается в ФГОС на организацию предметно-пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия ,развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты.
Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащать жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности.
Подобные идеи встречаются в работах С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддъякова, которыми была разработана система, направленная на обучение детей разным видам конструирования, включая и макетирование, как средство построения собственной деятельности .
По мнению ведущих исследователей Л.С. Выгодского и Н.П. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для погружения детей в удивительное царство природы.
Макетная деятельность способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.
В ходе создания макетов и игр с ними нами решаются следующие задачи :
- развивать монологическую и связную речь, активизировать словарь, формировать навыки сочинительства;
- развивать логическое мышление, память, внимание детей;
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- развивать умение работать в коллективе;
- воспитывать в детях бережное отношение к природе, желание сохранять и помогать ей;
- закреплять знания детей о мире природы;
- формировать осознанное правильное отношение к представителям растительного и животного мира.
По мнению А.А. Каменевой макет является результатом конструктивно-творческой экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство и даже сам период изготовления макета обладает самоценностью, являясь сам по себе процессом обучения.
РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ МАКЕТА, к которой приобщаются родители, проводится в несколько этапов.
1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
В ходе этого этапа с детьми проводятся беседы о природе и объектах, рассматривание картин, иллюстраций, проводим наблюдение на прогулках, читаем художественную литературу.
Таким образом на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материалов для создания макета.
2 ЭТАП: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО МАКЕТА И НАПОЛНЕНИЕ МАТЕРИАЛАМИ.
В ходе работы на данном этапе включаются элементы художественно–изобразительного творчества, конструирования, моделирования.
В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из картона, бумаги, соленого теста, природного и бросового материала изготавливаются дополнительные элементы, персонажи, антураж, являющиеся обязательной частью макета и позволяющее превратить в игровое пространство.
На данном этапе формируется представление детей о природных ландшафтах, искусстве, архитектуре, правилах поведения в природе.
ЗАДАЧИ при планировании игр с макетами:
- на основании макетов придумать сюжет и реализовать его;
- подбирать предметы – заместители, обогащать предметно-пространственную среду группы;
- объединять несколько макетов, придумывать новые сюжеты, создавая вымышленные и реалистические события.
ВЫВОД:
Используя макеты в работе с детьми, макеты выступают средством формирования совокупных представлений детей о природе, способствуют нахождению и пониманию взаимосвязей в природе, вызывает интерес, любовь и бережное отношение к ней, способствует развитию познавательной активности.