Развитие навыка словообразования имен существительных у детей с использованием технологий ТРИЗ
Развитие навыка словообразования имен существительных
у детей с использованием технологий ТРИЗ
Автор: Петрова Юлия Сергеевна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №301 г.о. Самара"
Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения. Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно уже в дошкольном детстве. Словообразование у детей проявляется в словотворчестве, что свидетельствует о формировании у них навыка образования новых слов. Дети с отклонениями от нормы в речевом развитии овладевают этими правилами весьма сложно, поскольку не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, не усваивают основные принципы словообразования.
Освоение детьми дошкольного возраста с ОНР навыка словообразования имен существительных – сложная задача как для педагогов-логопедов, так и для родителей. Прежде всего, основные трудности заключаются в характере обозначаемых словом референтов, которые являются либо предметами (объектами), либо действиями, либо признаками. Например, как отмечает Н.С.Цейтлин, предметы могут быть дискретными: стол, дом, окно; либо недискретными (вещественными): сметана, шелк, лед, сливки. Некоторые имена существительные могут выступать в качестве неделимой массы, например: горох, шоколад, слива, а могут выступать в качестве «квантов» веществ: горошина, шоколадка, слива. Осмысленный выбор словообразования существительных возможен только тогда, когда для этого создаются соответствующие когнитивные предпосылки, когда потребность в разграничении количества предметов становится актуальной в том пространстве, которое составляет мир ребенка.
Система работы по формированию навыка словообразования имен существительных в отечественной литературе разработана немногими авторами. Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой предложена последовательная система работы по данному направлению. Как указывают авторы, при формировании словообразования существительных у дошкольников с речевой патологией основное внимание необходимо уделять, прежде всего, организации системы продуктивных словообразовательных моделей. По их мнению, логопедическая работа должна происходить последовательно-параллельно.
Внедрение технологий ТРИЗ в работу логопеда не только упрощает работу, но и мотивирует детей, развивает их креативность и творчество. В процессе игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ дети учатся самостоятельно выявлять имена существительные, использовать их с различными предлогами, а также образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически-правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический.
Логопедическая работа при формирование первоначальных навыков практического применения словообразовательных правил опирается на демонстрацию словообразовательных отношений в максимально наглядном виде (в виде особых наглядно-графических уравнений). По данным направления коррекционно-формирующей работы форма подачи учебного материала с использованием элементов ТРИЗ очень интересна и взрослым и детям. Увлекая ребенка игрой, у логопеда есть возможность развивать у детей воображение, творческие способности, а также, несомненно, совершенствовать грамматический строй речи.
Использование ТРИЗ включает в себя следующую последовательность действий:
1. Сообщение необходимых знаний. Формирование умений на репродуктивном уровне:
- демонстрация деятельности в целом и по элементам;
- организация отработки умений в упрощенных условиях;
- организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
2. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
- организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
- обязательный анализ своей деятельности (рефлексия).
При формировании словообразования у дошкольников, основное внимание необходимо уделять организации продуктивных словообразовательных моделей. После их закрепления можно переходить к работе над словообразованием моделей менее продуктивных, а затем и непродуктивных.
Эффективным на данном этапе является использование адаптированного метода ТРИЗ – метода проб и ошибок. Перед детьми ставится задача, и фраза «А что если…». Данная фраза помогает путем перебора самых невероятных предположений (одних более удачных, других менее удачных) решить задачу. «А что если…» – верная спутница эксперимента. Для дошкольников с ОНР этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.
Например, дети сравнивают слова домик, носик, кустик, листик. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и одинаково оканчиваются на -ик-. Значит, эта частичка (суффикс) имеет уменьшительно-ласкательное значение. Логопед задает вопрос, ориентируясь на ТРИЗ-задачу и прием «Пробы и ошибки»: «А что, если так: «домище», «носище», «кустище», «листище»? Тем самым дети отмечают разницу в небольших «частичках», которые меняют слова и их значение. Такая подача материала делает занятия интереснее и веселее для детей.
На практике встречаются разные модели использования ТРИЗ – инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными. Логопеды используют модель ТРИЗ-инструментария в образовательном процессе по коррекционной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания. Результативность заключается в том, что коррекционные, образовательные задачи, заложенные в базисных программах, решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с тем или иным инструментарием. При развитии навыков словообразования имен существительных могут быть использованы также следующие приемы ТРИЗ:
1. Составление рассказов, сказок, рассказов фантазийного характера с использованием новых, выдуманных имен существительных, образованных от известных детям: «заяц» – «зайчаточка», «зайченюшки», «зайцинда», «свиноволк», «кошкоёж» и т.п.
2. Использование алгоритма при решении проблемных ситуаций.
3. Развитие фантазии, воображения, памяти. Например, дети вспоминают как звались герои сказки «Теремок»: мышка-норушка, лягушка-квакушка, комар-пискун и обсуждают как образовались эти слова;
4. эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом вхождение в роль кого-либо или чего- либо. Например, дети рассматривают картинки известных сказочных героев: Несмеяны, Златовласки, Синеглазки и определяют как образовались их имена. Затем, по аналогии составляют подобные имена себе и сверстникам;
5. мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
6. приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования, как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом.
ТРИЗ способствует концентрации внимания, которое у детей с ОНР, как правило, неустойчивое, развивает у детей понимание речи, активизирует средства общения, обогащает словарный запас, формирует правильный лексико-грамматический строй речи. Кроме того, ТРИЗ формирует связную речь. Особенно эффективным и наиболее популярным среди современных логопедов средством формирования словообразовательных навыков дошкольников с ОНР III уровня является создание проблемных ситуаций ТРИЗ, при которых используются следующие методические приемы:
- педагог приводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- педагог побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- перед детьми ставятся конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), задаются эвристические вопросы.
Результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР соответствует высказыванию Л.С. Выготского о том, что «... педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Использование технологии ТРИЗ становится «пусковым» механизмом в становлении словообразовательных навыков имен существительных у детей с речевым недоразвитием. Такие занятия помогают детям справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора, активизируют речевое общение со сверстниками, позволяют развивать высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции.