Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
(через студийную работу)
Автор: Чистякова Татьяна Сергеевна
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
(Джанни Родари)
Огромное значение в жизни ребенка имеют театрализованные игры.
Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она лежит глубоко в природе ребёнка, близка и понятна ему.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи дошкольника. Это актуальная проблема в современном обществе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Значение театрализованной деятельности:
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь;
Педагогическая значимость театрализованных игр выражается их обогащающим воздействием на развитие речи, её выразительности, образности, культуры. Через ролевые высказывания ребёнок-дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, овладевает различными способами выражения мыслей, характера героя спектакля. Сценическое взаимодействие способствует развитию диалогической речи, создаёт реальные ситуации для овладения культурой общения.
Театрализованная игра – это сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
В своей работе мы используем следующие виды театрализованной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры).
Основные направления речевой работы в театральной деятельности:
- развитие культуры речи
- развитие артикуляционной моторики,
- речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- развитие монологической и диалогической, эмоционально насыщенной формы речи
Содержание деятельности:
- Артикуляционная гимнастика
- Чистоговорки и скороговорки
- Пластические и мимические этюды
- Упражнения на воображение
- Упражнения на имитацию движений
- Упражнения на активизацию словарного запаса
- Упражнения на интонационную выразительность
- Упражнения на формирование разговорной речи
- Упражнения на речевое дыхание
- Игры со словами и без слов
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Инсценирование потешек, стихов, сказок
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными: постепенно формируется умение формулировать свои мысли и излагать их, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Знакомство детей с театральной куклой и театрализованными играми целесообразно начинать в первой младшей группе. Радостную атмосферу малышам создает просмотр инсценировок и небольших драматизированных сказок.
Начиная со второй младшей группы (3-4 года), детей постепенно знакомим с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развивать внимание, восприятие, память, речь. В этом возрасте у детей формируются простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных животных).
Театрализованные игры, способствующие развитию речи:
Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
На носочках я иду — маму я не разбужу
Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
Игры-драматизации:
«Самолет»
Поиграем в самолет? (Да)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж — начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу, У-у-у-у!
Видим чьи-то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор, мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все к нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
«Умываемся»
Кран откройся, нос умойся, воды не бойся!
Лобик помоем, щечки помоем,
Подбородочек, височки помоем,
Одно ухо, второе ухо — вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем — вы должны сказать.
(Самолет, трамвай, автобус, велосипед).
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя! Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать, воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
«Мишка»
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь, кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька-медведь, по лесу он ходит.
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
Облизывает лапу, сластена косолапый.
А пчелы налетают, медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает и пчелок вспоминает ...
Скороговорки на развитие дикции:
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Волки рыщут – пищу ищут.
Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Посреди двора дрова
Артикуляционная гимнастика:
- Здравствуйте, котята! -Мяу, мяу, мяу
- Здравствуйте, телята! - Му, му, му.
- Здравствуйте, мышата! - Пи, пи, пи.
- Здравствуйте, лягушки! - Ква, ква, ква.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
А сейчас я – дудочка, дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять.
«Поцелуйчик». На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов. Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
На занятиях мы используем различные виды театров:
- перчаточный
- настольный
- кукольный
- пальчиковый
- костюмированный
- масочный
- теневой.
Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Они всегда радуют детей, способствуют не только речевому, но и умственному развитию. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. . Ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Влияние театрализованной деятельности на развитие детей неоспоримо. Это один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей младших дошкольников. Именно в театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Человек формируется в деятельности. Чем разнообразнее деятельность, тем разнообразнее личность.
Библиография:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991, 95 с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Буренина А. И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля СПб. 2002.
4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников (2-5 лет). Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М.;Вако; 2007
5. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005г.
6. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. «Театрализованные игры в детском саду»Издательство ВИРО, 2000
7. Караменко, Т. Н., Караменко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караменко, Ю. Г. Караменко. – М.: Просвещение, 1973, 92 с.
8. Лыкова И. А. «Театр на пальчиках» М. 2012г.
9. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Творческий центр, 2003, 104 с.
10. Петрова И. М. «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г.
11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.
12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н. Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 2004, 87 с.
13. Трифонова, Н. Кукольный театр своими руками [Текст] / Н. Трифонова. – М.: Айрис-Пресс, 2001, 53 с.
14. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.